Прогнозы-2016: что будет с нефтью, тенге и с нами?

Цены на нефть стали критически определяющими для экономики Казахстана. От того, каким они будут в 2016 году, зависит не только экономический рост, но и социальные обязательства государства, и валютный курс национальной валюты. Прогнозы аналитиков на этот счет – это целая палитра мнений, от сдержанно-оптимистичных до откровенно пессимистичных. Итак, какие у нас ожидания от 2016 года?

Мировой нефтяной рынок парадоксален. Если уж два главных мировых аналитических института – ОПЕК и Международное энергетическое агентство (МЭА) – расходятся в своих оценках и прогнозах, то что говорить о других аналитиках, которые чаще опираются не на точные статистические данные, как ОПЕК и МЭА, а на свои ощущения и ожидания?

Так, например, недавно ОПЕК опубликовал свой отчет по итогам 2015 года и спрогнозировал уровень мирового спроса на нефть, улучшив свои оценки и прогнозы. МЭА, наоборот, свои оценки ухудшило. И, что удивительно, цифры не сошлись!

Вопреки расхожему мнению, что экономики стран замедляются и сокращается спрос на нефть, ОПЕК констатирует, что «по итогам 2015 года совокупный уровень спроса на нефть в мире составил в среднем 92,92 млн. баррелей в сутки, что на 1,54 млн. баррелей или 1,68% превышает результат 2014 года». По сравнению с предыдущей версией документа, оценка среднесуточного спроса в 2015 году увеличилась на 10 тыс. баррелей.

В 2016 году эксперты ОПЕК ожидают увеличения мирового спроса на нефть еще на 1,36% или 1,26 млн. баррелей в сутки. В результате среднесуточный мировой спрос должен достигнуть уровня в 94,17 млн. баррелей, что примерно на 40 тыс. баррелей больше, чем ожидалось ранее. В то же время МЭА в своем ежемесячном докладе сообщает, что в 2015 году спрос на нефть составил 94,5 млн. баррелей в день. Как видим, эти данные с данными ОПЕК расходятся, и довольно ощутимо. Кроме того, агентство ухудшило свои прогнозы мирового спроса на нефть в 2016 году на 0,1 млн. баррелей в день. Однако в целом его ожидания по добыче нефти превосходят ожидания ОПЕК: по мнению экспертов МЭА мировой спрос на нефть в 2016 году может составить до 95,7 млн. баррелей в день.

Эффект нефтяной воронки

Мировой нефтяной рынок парадоксален. Основные причины снижения цены на нефть известны: укрепление доллара США, переизбыток производства нефти и увеличение запасов нефти. Более того, свое негативное воздействие на стоимость нефти окажут замедление роста китайской экономики и снятие санкций с Ирана в начале 2016 года.

Мир словно сходит с ума. Под занавес 2015 года на рынке нефти все выглядело не так, как ожидалось год назад. США еще нарастили добычу и теперь могут экспортировать нефть; Россия установила рекорд добычи с момента распада СССР и увеличила экспорт более чем на 10%; страны ОПЕК наращивают добычу, опасаясь за свои бюджеты, так как бездефицитный бюджет они могут обеспечить только при цене около $100 за баррель и выше; Иран планирует поставлять на мировой рынок в 2016 году дополнительно 0,5-1 млн. баррелей в день.

Все страны включились в гонку, не желая не только уступать друг другу, но и договариваться – в ущерб собственным интересам. Перепроизводство нефти налицо, но ни одна из стран не готова сделать хоть какие-то уступки своим партнерам, чтобы немного помочь явно перегретому рынку. Наверное, это явление можно назвать эффектом нефтяной воронки. Чем ниже падают цены на нефть, тем больше становится эта воронка, которая втягивает, а, вернее, всасывает все новые страны, нивелируя их возможности по расширению рынка. Нефтедобывающие страны и без того находятся в ореоле этой воронки и выбраться из нее не так просто. С одной стороны, для всех очевидна опасность низких цен, с другой стороны, никто не готов что-либо реально делать для того, чтобы приподнять цены и не порушить и без того уже длительное время страдающие сырьевые экономики.

От оптимизма до пессимизма – один шаг

Как же будет развиваться ситуация дальше? Что говорят эксперты?

Один из самых оптимистичных прогнозов относительно мировых цен на нефть дает рейтинговое агентство Fitch. Оно уверено, что марка нефти Brent в 2016 году будет стоить $55 за баррель. При этом в 2017 году показатель поднимется до $65 за баррель. Прогнозная цена, как отмечает пресс-служба Fitch, отражает затянувшийся дисбаланс между спросом и предложением на этот вид топлива.

Прогноз средней цены на нефть марки WTI составляет $50 за баррель на 2016 год и $60 за баррель в 2017 году. В дальнейшем, согласно ожиданиям Fitch, ориентировочная цена на нефть марки Brent составляет $75 за баррель, а марки WTI – $70 за баррель.

Один же из самых пессимистичных прогнозов прозвучал от главного экономиста Royal Bank of Scotland Эндрю Робертса. Он уверен, что в следующем году нефть пробьет отметку сначала $26, а затем и $16 за баррель. «Если оставить в стороне технические расчеты, которые дают эти цели, и поговорить о фундаментальных основаниях, то все просто: так же как и в 2014 году, мы имеем дело с падающим спросом на фоне бума предложения, избыточного даже без поступления на рынок нефти из Ирана, которое ожидается в следующем году, и это двойной удар по ценам», — напоминает Робертс. Он довольно подробно развивает свои предположения в обзоре «16 в 16-м». Примерно такого же развития событий ожидает Bloomberg. Со ссылкой на ряд неназванных экспертов информационное агентство сообщает, что «спекулянты в 2016 году планируют снизить мировые цены на нефть до $15 за баррель».

Нефтяные спекулянты скупают короткие контракты, которые принесут им прибыль только в случае сильного падения цен на сырье. Главным фактором, подстегивающим игроков к такому шагу, является декабрьское решение Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) о повышении квоты на добычу. Второй негативный фактор — возможный выход на нефтяной рынок Ирана, который увеличит предложение на рынке и снизит цены. Третий — наращивание объемов добычи рядом стран, в том числе и Россией.

В инвестиционном банке Goldman Sachs предсказали, что переизбыток предложения на мировом рынке нефти будет наблюдаться на протяжении всего 2016 года. По прогнозу финансовой организации, цены на сырье могут упасть до $20 за баррель. Bloomberg со ссылкой на данные Нью-Йоркской товарной биржи (NYMEX) дает сразу ряд прогнозов по минимальной цене — 30, 25, 20 и 15 долларов за бочку. По информации агентства, объем поставок нефти по контрактам, которые рассчитаны по последней указанной цене в декабре 2016 года, составляет 640 тыс. баррелей.

Казахстан: пора менять сценарий

В Казахстане нет ни апокалиптического, ни оптимистичного сценария. Наши ожидания находятся на некой серединной линии. Так, казахстанская брокерская компания BCC Invest дает следующий прогноз: к августу 2016 года произойдет понижение цены до $37, а среднегодовая цена составит $44.

В министерстве экономики также считают, что в 2016 году сложится $40 за баррель. Исходя из этих ожиданий и был сформирован бюджет-2016.

Аналитики брокерской компании BCC Invest полагают, что при цене на нефть $37 за баррель, курс тенге должен составить от 350 до 370 тенге за доллар США. На тот момент, когда был опубликован отчет BCC Invest, курс тенге был намного сильнее, и эксперты не исключали варианта временного падения тенге. Однако они уверены, что средняя цена Brent в 2016 году все-таки будет находиться в диапазоне $44 за баррель. При такой средней цене, средний курс тенге будет в диапазоне 295-315 за доллар США.

Понятно, что в таких условиях нужно не только отказаться от политики промышленного патернализма и перейти к поддержке только конкурентоспособных компаний, о чем правительство уже задумалось. Главное сейчас, по мнению директора Центра анализа общественных проблем/Public Policy Research Center Меруерт Махмутовой, приступить к реальным институциональным реформам. «Тот набор антикризисных мер, который озвучен, является вариацией мер 2008-2009 годов, — считает кандидат экономических наук. — Правительство не отдает себе отчет в том, что сейчас все иначе, нельзя обойтись декоративными мерами. Все гораздо серьезней, а лица все те же самые, которые в последние 15 лет и довели экономику до этого состояния».

В 2016 году, по мнению Меруерт Махмутовой, тенденции, сложившиеся во второй половине 2015 года, сохранятся: «Если падение цен на нефть на международных рынках сохранится – это будет влиять на дальнейшее снижение доходов бюджета. Правительство будет ограничено в дальнейшем использовании девальвации для пополнения доходов бюджета, так как это чревато значительным снижением уровня жизни населения. Нефтегазовый сектор будет оказывать влияние на сопредельные сектора и экономика будет сжиматься. Дальнейший рост цен из-за удорожания импорта будет раскручивать инфляционную спираль. Восстановление доверия к тенге возможно только в условиях устойчивого роста экономики».

Такой же точки зрения придерживается и Джон Харди, главный валютный стратег Saxo Bank. Он считает, что «для девальвирующей валюты дна не существует до тех пор, пока не произойдут фундаментальные изменения. В данном случае это возвращение уверенности и роста казахстанской экономики, значительное повышение цен на нефть и другие ключевые сырьевые товары». Он уверен в том, для усиления национальной валюты необходимы экономическое развитие и рост.

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.