Алматы. 22 февраля. КазТАГ — Сергей Зелепухин. Инвестиционная привлекательность Казахстана снижалась на протяжении последних 8 месяцев, а на прошлой неделе международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s Financial Services понизило оценки кредитоспособности Казахстана до последней ступени рейтингов инвестиционной категории. Более того, возможность дальнейшего их понижения остается высокой, а вместе с ней вероятность роста иностранных инвестиций в казахстанскую экономику становится все меньше.
Вниз на одну ступень
В минувшую среду (17 февраля — КазТАГ) S&P снизило долгосрочные и краткосрочные рейтинги Казахстана в иностранной и национальной валюте на одну ступень — с «BBB/A-2» до уровня «BBB-/A-3». Прогноз по рейтингам – «негативный». При этом был снижен рейтинг по национальной шкале c «kzAA+» до «kzAA». В распространенном агентством сообщении говорится, что понижение рейтингов произошло вслед за ухудшением в середине января этого года прогноза по нефтяным ценам на 2016-2019 годы.
«Когда мы в последний раз рассматривали Казахстан в сентябре 2015 года, мы ожидали цены на нефть марки Brent в среднем на уровне $65 за баррель в 2016 году и $75 за баррель в 2017 году и в последующие годы. Мы предполагаем теперь, что средняя цена на нефть марки Brent составит $40 за баррель в 2016 году и $45 за баррель в 2016-2019 годах. Следовательно, мы также пересмотрели наши прогнозы по экономическому росту Казахстана, его финансовому и внешнему положению», — указывается в тексте сообщения.
При этом аналитики агентства весьма скептически оценили последние договоренности между странами-экспортерами нефти. В S&P не ожидают, что соглашение, достигнутое 16 февраля этого года министрами нефти Саудовской Аравии, Венесуэлы, Катара с министром энергетики России о заморозке нефтедобычи на уровне января текущего года, окажет существенное влияние на стоимость «черного золота». Отметим, что замораживание будет проходить во время рекордно высокого уровня производства в России и Саудовской Аравии. Соглашение является условным для других производителей, подчеркивается в сообщении.
Решение о причинах снижения суверенных рейтингов Казахстана мы попросили прокомментировать заместителя директора группы «Государственные финансы» Standard & Poor’s Карена Вартапетова. Как он пояснил, это решение отражает мнение S&P о внешнеэкономических и монетарных рисках для Казахстана, а также сложностях, связанных со сдерживанием инфляции, принятием мер для снижения давления со стороны ослабления обменного курса и поддержанием стабильности банковского сектора страны, которые могут привести к снижению предсказуемости и результативности монетарной политики.
«ВВВ-» еще не предел?
По словам эксперта, изменение агентством прогноза по ценам на нефть в негативную сторону обусловило ухудшение ожиданий S&P «в отношении перспектив экономического роста Казахстана». «Мы полагаем, что сокращение объема экспорта и потребительского спроса значительно ограничит рост казахстанской экономики, в результате чего он будет близок к нулю в этом году и в дальнейшем окажется лишь незначительным», — подчеркнул К. Вартапетов.
При этом представитель агентства прогнозирует, что в этом году поступления Казахстана по счету текущих операций (СТО) сократятся почти на 30%, а объем чистых внешних обязательств составит более 100% поступлений по СТО. Все это, по словам эксперта, стало главными причинами снижения суверенных рейтингов Казахстана.
Что касается вероятности дальнейшего снижения рейтинговой оценки Казахстана, то, как отметил заместитель директора группы «Государственные финансы» Standard & Poor’s, в среднесрочной перспективе, то есть в течение двух лет, она составляет 30%. К слову, это отражает сохранение негативного прогноза по рейтингам.
Более того, К. Вартапетов пояснил, по каким причинам может произойти дальнейшее снижение рейтингов кредитоспособности республики. «Мы можем понизить долгосрочные рейтинги Казахстана, если придем к выводу, что риски, связанные со сдерживанием инфляции, которые могут возникнуть в результате давления со стороны ослабления обменного курса и необходимости поддержания стабильности в банковской системе, приведут к снижению предсказуемости и результативности монетарной политики. Или если мы придем к выводу о продолжающемся увеличении внешнеэкономических дисбалансов», — заключил эксперт.
Тем не менее, вопреки понижению долгосрочного суверенного рейтинга Казахстана в иностранной валюте, он по-прежнему остается на одну ступень выше долгосрочной рейтинговой оценки России, которая в отличие от нашей республики на днях была подтверждена S&P. Напомним, что долгосрочный рейтинг в иностранной валюте нашего северного соседа находится на уровне «ВВ+» с негативным прогнозом и располагается на верхней строчке рейтингов спекулятивной категории.
Рост инвестиций под вопросом
Однако легко заметить, что сейчас рейтинговые оценки Казахстана оказались в одном шаге от спекулятивного уровня. Более того, сам факт снижения рейтингов Казахстана S&P говорит о том, что теперь стоимость внешних заимствований для республики и ее компаний станет выше, поскольку после негативных рейтинговых действий инвесторы будут оценивать как возросшие риски кредитоспособности РК.
Заметим, что происходит это в ухудшающихся экономических условиях, сохраняющейся высокой внешней валютной задолженности квазигосударственного сектора и на фоне резкого снижения его доходности из-за падения цен на нефть и другое казахстанское сырье. Но самый главный негатив от снижения суверенных рейтингов Казахстана заключается в том, что теперь потенциальные иностранные инвесторы будут выше оценивать риски возможных вложений в казахстанскую экономику.
Другими словами, понижение рейтинговых оценок кредитоспособности республики, да еще с сохранением негативного прогноза по ним, может стать дополнительным мощным антистимулом для вложений финансовых средств в Казахстан. Более того, это имеет все шансы свести на нет усилия правительства по привлечению капитала в казахстанскую экономику на фоне замедления притока иностранных инвестиций в прошлом году и обострения международной конкуренции за иностранные капиталовложения.
Это, в свою очередь, усиливает риски дальнейшего снижения экономического роста в Казахстане и ставит под большой вопрос реалистичность выполнения амбициозной задачи, поставленной главой государства в своем последнем послании народу, о привлечении в экономику Казахстана в ближайшие 10 лет не менее $100 млрд по более чем $10 млрд ежегодно. Тем самым со снижением суверенных рейтингов республики негативные перспективы казахстанской экономики, а вместе с ними и риски ухудшения благосостояния населения только увеличиваются.
***
© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.