Два месседжа Нацбанка: свободу – профучастникам, ограничение свободы – инвесторам

На фондовом рынке Казахстана грядут перемены. В этой новости два месседжа, как водится: хороший и плохой. С какого начнем? Месседж хороший: регулятор думает об инфраструктуре финансового рынка и намерен менять ее. Менять или улучшать? Вот в чем вопрос. И отсюда вытекает месседж плохой: заявление председателя Нацбанка об упрощении правил игры на фондовом рынке несет в себе определенные опасности для класса инвесторов

Недавно председатель Нацбанка РК Данияр Акишев заявил о том, что его ведомство намерено упростить правила игры на фондовом рынке для привлечения на него новых участников. «Фондовый рынок сейчас находится в таком положении, когда существует очень мощная нормативная база регулирования, очень развитый инструментарий контроля за рисками в этом секторе. Но самих торгов, самих инструментов на этом секторе фактически нет», — сказал Данияр Акишев.

Либерализация или доверие?

Период жесткого регулирования закончился, как только были ликвидированы частные накопительные пенсионные фонды. Регулятор тогда пытался активно регулировать фондовый рынок, чтобы защитить пенсионные активы, но усилия были не очень успешными – десятки компаний допустили дефолт, и сегодня Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ), как правопреемник частных НПФ, ведет рутинную работу по возврату инвестиций в бумаги 22 дефолтных компаний.

В настоящее время, по словам главы Нацбанка, деньги ЕНПФ чаще всего размещаются не через площадки фондового сектора, а сам фонд стал одним из немногих институциональных инвесторов на рынке. «Поэтому (…) обеспечить умеренный риск инвестирования пенсионных активов можно не через регулирование фондового рынка, а через регулирование инвестиционной деятельности самого ЕНПФ», полагает Данияр Акишев. По его мнению, в новых условиях можно несколько ослабить требования к участникам и тем самым обеспечить либерализацию фондового рынка.

С одной стороны – либерализация, с другой – повышение рисков, связанных с инвестиционной деятельностью. «Все должны понимать, что если мы создаём такой фондовый рынок достаточно либеральный, то при этом права инвесторов, которые хотят инвестировать на этом рынке, будут менее защищены. Это означает, что инвесторы на этом рынке должны будут сами оценивать свои риски и работать с финансовыми инструментами», — отметил глава Нацбанка РК.

Как это заявление соотносится с извечным стремлением любого регулятора в мире сохранять и повышать доверие инвесторов к фондовому рынку, непонятно. По всей видимости, нет преемственности и в политике Нацбанка РК. Так, в Концепции развития финансового сектора РК до 2030 года, которая, кстати, является программным документом, ничего о либерализации фондового рынка не говорится. Зато ряд мер в целях повышения доверия инвесторов к фондовому рынку предусмотрен. Так, авторы документа, утвержденного по историческим меркам совсем недавно, в августе 2014 года, были уверены в том, что необходимо рассмотреть возможность введения системы компенсации убытков «неквалифицированным» инвесторам, в особенности физическим лицам, понесенных в результате незаконного использования брокерами средств данных клиентов и иных противоправных действий, по аналогии с международной практикой. Более того, были намерения предусмотреть степени защиты разного класса инвесторов, создать схемы гарантирования на РЦБ, расширить возможности инвестирования отечественных инвесторов. Регулятор обещал, что эмитенты будут подвергаться тщательному мониторингу с тем, чтобы максимально полно информировать инвесторов о деятельности эмитентов ЦБ, их финансовом положении и платежеспособности.

Теперь из уст главы Нацбанка мы слышим совершенно другие вещи…

«Мы ждем перемен»

Айвара Байкенова

Прокомментировать предстоящую либерализацию рынка ценных бумаг мы попросили Айвара Байкенова, директора департамента аналитики АО «Асыл-Инвест».

– Нацбанк РК заявил о том, что намерен упростить правила игры на фондовом рынке для привлечения на него новых участников. Существуют ли сегодня в Казахстане какие-то барьеры, на ваш взгляд, для инвестирования на фондовом рынке? Какого рода трудности есть у профучастников рынка и инвесторов?

– Основная трудность – это дефицит бумаг. Потому основные усилия должны быть направлены на привлечение эмитентов и создания удобных процедур для размещения. Вторая проблема – ограничения инвестиций. К примеру, по паевым инвестиционным фондам действуют ограничения в размере 15% (для интервальных) и 20% (для закрытых) на одного эмитента. При этом эмитенты должны быть не аффилированы друг с другом. Если же взглянуть на список бумаг, то можно увидеть значительное присутствие компаний из группы Самрук-Казына, причем именно они являются наиболее ликвидными и интересными. Действующие ограничения не дают нормальную возможность инвестировать во все эти хорошие бумаги. В части ПИФов необходимо отметить и неожиданное установление подоходного налога по ним, что лишь снижает привлекательность данного инструмента и осложняет тем самым работу управляющих компаний.

– Каковы, по вашему прогнозу, будут действия Нацбанка? В каком направлении ожидают конкретных решений игроки фондового рынка?

– Трудно сказать, какие конкретно действия будут предприняты. Но профессиональные участники рынка ожидают, что, в частности, будет снижена бумажная волокита. Сегодня мы значительную часть времени уделяем не развитию рынка, а всякого рода отчетам, которые необходимо регулярно сдавать. То есть в данном случае регулирование необходимо либерализовать и модернизировать.

Все эти проблемы регулярно доносятся до Нацбанка, при этом мы видим, что новое руководство в целом готово идти навстречу и сделать шаг именно в развитии фондового рынка, а не фокусировать свое внимание на его ужесточении.

– В связи с созданием финцентра в Астане и неформально принятым решением, что следующие размещения ЦБ, в том числе в рамках народного IPO, будут производиться на новой площадке, какова будет судьба KASE? Не перетечет ли вся ликвидность в Астану? Не прикажет ли KASE долго жить?

– Касательно вопроса KASE, то сама биржа, насколько я понимаю, будет располагаться в МФЦА. Но в целом надо понимать, что вся торговля проходит онлайн, а значит, о каких-то физических перетоках ликвидности говорить не приходится.

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.