Казахстан: географический тупик или магнит – на холодильник? Иностранные туристы прилетят или пролетят?

Зарубежные вояжи казахстанских чиновников, придумывающих специальные мероприятия по продвижению страны за ее пределами, не приносят ощутимой пользы – Казахстан как был, так и остается на обочине мирового туризма. Приписки по статистике въездного туризма – это только ширма, за которой скрывают отсутствие интереса иностранных туристов к стране. А когда этот интерес вдруг появляется – что делать?

Однажды я, помнится, уже «зарубила» идею своей новой знакомой испанки о путешествии в Казахстан. Если бы она, возглавляющая крупную туристическую фирму, собралась ехать сама – одно дело, я даже могла бы пожертвовать своим личным временем и финансами, чтобы повезти ее в Казахстан и показать мою родную страну во всей красе. Так нет же, она собиралась организовать первую группу из десятков иностранцев, жаждущих экзотических путешествий, и сделать этот тур регулярным в перспективе. «Нет-нет, не нужно этого делать!», — категорически отрезала я. Ноэми меня так и не поняла, почему?

Я полагала, что моя категоричность поставила жирный крест на идее Ноэми. Но на днях она вновь вернулась к старому разговору.

туризм в казахстане

«Давай сделаем туры в Казахстан! Испанцы очень хотят ехать, желающих много. Первый, кто согласился – директор отделения одного из банков. Он сказал: «Я ваш первый клиент!» Не тормози, поехали!» — с испанским темпераментом рассуждает Ноэми…

Есть ли в Казахстане въездной туризм? Какие перспективы могли бы иметь иностранные компании, заинтересованные в турах в Казахстан? Отвечает ли существующая инфраструктура требованиям туристов? Эти и другие вопросы мы обсуждаем с блогером Валентиной Владимирской.

Ирина Галкина: Когда я услышала о планах своего европейского партнера наладить туристский поток в Казахстан, я была обескуражена. Слишком смелая идея. Ну не рассказывать же мне, что иностранных туристов в Казахстане практически нет – я лично, пожалуй, встречала их только в начале 90-х (может быть, мне не повезло), что гостиниц для приема гостей практически нет, а те, что есть, слишком дорогие по всем меркам, иностранцы этого не поймут. Что с транспортом еще хуже, регулярное авиасообщение с глубинкой если и существует, то очень неудобное по расписанию и кусачее, опять-таки, по ценам – это в Европе можно долететь лоукостером в любую точку, в любую столицу за 30 евро, а Казахстан вам не Европа. Что громадные расстояния нужно будет преодолевать на некомфортабельных автобусах – других просто нет. Что, в конце концов, нам, как организаторам, придется столкнуться и с тем, что визовый режим непрост, и с тем, что маршруты для экологических путешествий в Казахстане, как и для любых других, еще не созданы.

Валентина Владимирская: Картинка, которую рисует комитет по статистике, благостная. Так, по официальным данным, на конец третьего квартала прошлого года Казахстан единовременно мог разместить 118,5 тыс. туристов: из них в Алматы – более 12 тыс., Астане – более 11 тыс., ВКО – более 22 тыс. То есть, инфраструктура как будто бы и есть. Правда, заполняемость в гостиницах низкая – всего четвертая-пятая часть номерного фонда. То есть, туристы не особенно активны.

Расходы въездных туристов в Казахстане, по опросам комстата в январе, составили 2,2 млрд. тенге: на услуги 522 млн., на билеты – 390 млн., питание – 214 млн., проживание – 144 млн., покупку товаров, без продуктов питания – 131 млн.

Вроде неплохо, но надо учитывать, что четкого разделения между туристами и людьми, просто передвигающимися по территории Казахстана, по сути, в большинстве своем казахстанцами, не преследующими туристские цели, нет. А в потоке людей, приезжающих в Казахстан, больше командированных, для них главная цель – работа, участие в каких-то международных мероприятиях, а не собственно туризм.

Но, несмотря на методические погрешности в статистике, на мой взгляд, въездной туризм в Казахстане все-таки есть.

И.Г.: Меня всегда интересует, что знают иностранцы о Казахстане, с чем он ассоциируется. Про Бората никто не вспоминает. Но зато, например, вся Испания знает превосходную велокоманду «Астана», ведь трехнедельная велогонка Вуэльта Испании очень популярна, и наши всегда либо на пьедестале, либо совсем рядом. А еще испанцы недавно вдруг узнали, что, оказывается, существует казахстанский футбол. В ноябре прошлого года, когда в матче группового этапа Лиги чемпионов их «Атлетико» играл с клубом «Астана». На этом познания бренда нашей страны, похоже, заканчиваются…

В.В.: Ты забыла. Мне кажется, многие иностранцы ассоциируют нашу страну со знаменитым непобеждённым боксером Геннадием Головкиным!

Но те люди, с кем я знакомлюсь в интернете, о нашей стране почти ничего не знают, для них это еще один «… стан». Объяснение, что географически, мы – между Россией и Китаем и девятая страна мира по территории, вызывает бурю эмоций.

И.Г.: И все-таки, как ты думаешь, можно ли организовать в Казахстан туристский поток из Европы? Что может привлечь иностранцев?

В.В.: Девальвация тенге сделала туры в Казахстан очень привлекательными и абсолютно конкурентоспособными. Поток туристов, наверняка, растет, но больше, по ощущениям, — из Китая, из Индии, России.

Привлечь европейского туриста, который едет за новыми эмоциями и опытом, могут «неосвоенность» нашей природы: наши горы — и Тянь-Шань, и Алтай, реки и озера, степь и пустыня. В Зыряновске, например, можно влезть на гору и проводить закат на пасеке за чаркой медовухи, ловить хариусов в Громотухе.

Организовать поток туристов – это значит рекламировать в Европе: концертами музыкантов уровня Марата Бисенгалиева и Айман Мусаходжаевой, деятельностью президента Нурсултана Назарбаева и кинорежиссера Тимура Бекмамбетова, возможностью поездки на космодром Байконур. Если турист доволен уровнем обеспечиваемой безопасности, качеством воды, воздуха, сервисом, впечатлениями, он сам отрекламирует Казахстан.

И.Г.: Один из самых главных вопросов, существует ли в Казахстане инфраструктура для приема туристов? Я уверена, что моя подруга Ноэми явно недооценивает казахстанскую действительность. У них в Испании инфраструктура – само собой разумеющееся. Если они ежегодно могут принимать до 60 млн. иностранных туристов, а сейчас поток, учитывая неспокойную обстановку в Турции и Египте, только увеличивается, и Испания справляется с этим прекрасно, то они наивно полагают, что и любая другая страна может оказать подобный уровень гостеприимства.

В.В.: Действительно, сложный вопрос. Казахстан открыл безвизовый режим туристам из двух десятков развитых стран. Но этого мало.

Отели – есть. В Казахстане в 2014-м было по 20% отелей – 5 и 4-звездочные. На конец третьего квартала прошлого года они и другие места размещения обслужили 504 тыс. иностранцев: в Алматы – 216 тыс., в Астане – 118 тыс. Но многих туристов не устраивает сервис. Хотя, например, Алматы недавно вошел в десятку самых недорогих для жизни городов, стоимость отелей довольно высока. По данным на booking.com, двухместный номер в четырехзвездном отеле в Алматы будет стоить от 15 до 50 тыс. тенге (это $45-150) за сутки.

Качество переводов даже с английского, не говоря об итальянском или финском, «хромает». Недавно соцсети облетели фото с ошибками в переводе на английский на дорожных указателях, устанавливаемых уже к ЭКСПО-2017.

В Алматы недорогое такси надо «ловить», а вызвать по телефону можно только дорогое. Смог, доходящий до Шымбулака, может испортить впечатление от поездки в Алматы. А наши дороги? А неуверенность в том, что пограничники позволят иностранцу попасть на «приграничную территорию» — озеро Иссык? В прошлом году эта проблема испортила впечатление от Казахстана, думаю не одному десятку иностранцев и не одному туроператору.

И.Г.: Ноэми полагает, что решить все формальности довольно просто. Встретиться, например, с мэром Алматы (я ей пояснила, что это не мэрия, а акимат), поскольку туристы будут прибывать именно в этот город, и по его поручению или протекции будут разрешены все формальности – по въездным визам, статусу пребывания. Она уверена, что власть поддержит инициативу и поможет решить множество оргвопросов, начиная от проработки туристских маршрутов и заканчивая безопасностью туристов. Но лично я в этом не уверена. А по-твоему, заинтересованы ли местные органы, профильное ведомство в том, чтобы в Казахстан ехали иностранцы?

В.В.: Не вижу их заинтересованности. Чиновники, точно, заинтересованы в командировках за рубеж «с целью продвижения Казахстана». На ЭКСПО 2016 в итальянский Милан «прокатилось» за счет бюджета немало чиновников, но публичного отчета о стоимости и эффективности участия Казахстана так и не последовало.

Сотрудники акиматов должны заботиться о городах. В прошлом году видела большую группу школьников-иностранцев с учителями, ехавших в грязном, тесном 127 автобусе в Центральный государственный музей Казахстана в Алматы. Это, как и смог в городе – антиреклама, прямое подтверждение незаинтересованности.

Но знаешь, положа руку на сердце, скажу, очень хотелось бы, чтобы это было не так. А вдруг можно проявить государственный, а не местечковый подход? Попробуйте с Ноэми, узнаем…

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.