Алматы. 24 марта. КазТАГ – Устойчиво низкие цены на нефть не принесли тех экономических выгод, которые от них ожидались, но породили неожиданные новые риски. Об этом предупреждают главный экономист Морис Обстфелд и двое профильных специалистов – Джан-Мария Милези-Ферретти и Рабах Арезки, пишет ТАСС.
«Цены на нефть упорно остаются низкими уже гораздо более полутора лет, но ожидавшийся многими «импульс» к развитию мировой экономики до сих пор не материализовался. Мы утверждаем, что, как ни парадоксально, глобальные выгоды от более низких цен скорее всего появятся лишь после того, как цены несколько повысятся, а развитые экономики достигнут большего прогресса в преодолении нынешней ситуации с низкими процентными ставками», — указывают соавторы.
По словам специалистов, с июня 2014 года цены на нефть в долларах снизились примерно на 65% (около $70), а в национальных валютах, «даже с учетом 20-процентного подорожания доллара за этот период», – в среднем более чем на $60, но при этом «темпы роста все больше снижались в широком круге стран».
«Это удивило многих наблюдателей, включая и нас в МВФ. До этого мы считали, что удешевление нефти будет в целом позитивным для мировой экономики. Ясно, что оно вредит экспортерам, но должно приносить более чем достаточную компенсацию импортерам», — пишут экономисты.
Разбираясь в том, почему этого не происходит, специалисты подробно анализируют вопросы спроса и предложения, а также указывают на такую особенность нынешней ситуации, как почти нулевые процентные ставки у ведущих импортеров нефти. По их словам, это важно. В нормальных условиях подорожание нефти ведет к более высокой инфляции и более низким темпам роста, поскольку рост затрат на энергоносители вынуждает производителей сокращать выпуск продукции, увольнять людей и повышать цены.
Теперь, по идее, все должно происходить наоборот: издержки производства должны уменьшаться, занятость расти, а инфляция снижаться.
«Но когда центральные банки не могут снижать процентные ставки, с этим каналом возникает проблема. Поскольку базовая учетная ставка не может больше снижаться, снижение инфляции вследствие уменьшения издержек производства ведет к повышению реальной процентной ставки, сжимая спрос и, вполне вероятно, «удушая» любое увеличение выпуска продукции и занятости. Более того, оба данных агрегата могут даже снижаться», — пишут соавторы.
Завершается комментарий кратким прогнозом. По их мнению, «устойчиво низкие цены на нефть осложняют проведение денежно-кредитной политики и чреваты рисками дальнейших всплесков инфляционных ожиданий».
«Более того, нынешний эпизод с исторически низкими ценами на нефть может послужить толчком к целому ряду различных сбоев, включая корпоративные и суверенные дефолты. Сбои эти могут отразиться и на финансовых рынках, и без того нервных. Возможность такой негативной обратной реакции делает особенно неотложной поддержку спроса мировым сообществом, а также целый ряд структурных и финансовых реформ в конкретных странах», — указывают специалисты.