Еженедельник Economist опубликовал статью под названием «The Economist explains» — «Журнал Economist объясняет».
В ней говорится так: «Когда в Нагорном Карабахе, спорном анклаве между Арменией и Азербайджаном, вспыхнули ожесточенные бои, мало кто обратил на это внимание. Возобновление военных действий там имело место в начале апреля.
Около 50 человек были убиты в течение четырех дней, когда танки, вертолеты и артиллерия распалили огонь войны на давно забытом, казалось бы, фронте. Возобновление конфликта на короткое время привлекло к себе внимание международного сообщества, в то время как официальные представители Америки, Европейского Союза и России единодушно призывали стороны предпринять шаги к восстановлению спокойствия с целью не допустить развертывания полномасштабной войны. После того, как Москва помогла добиться прекращения огня, боевые действия пошли на спад; однако прочный мир по-прежнему представляется несбыточной фантазией.
Новая вспышка может разразиться в любой момент.
Если допустить выход нагорно-карабахской ситуации из-под контроля, она может вылиться в большую региональную войну. В такую войну, которая в состоянии столкнуть лбами Россию (имеющую военную базу в Армении и договорное обязательство защищать ее от внешней агрессии) и Турцию (поддерживающую своих этнических братьев в Азербайджане). Нагорный Карабах часто называют «замороженным» конфликтом; но конфликты необходимо урегулировать, а не замораживать».
Издание National Interest опубликовало материал под названием «Armenia's Eurasian Dilemma» — «Евразийская дилемма Армении».
В нем излагается следующее: «Сегодня в Армении, которая является союзником России в Закавказье, общественность, экспертное сообщество и различные политические силы обсуждают целесообразность членства страны в организациях, которые не в состоянии дать объективную оценку происходящим процессам.
Стоит отметить, что официально Ереван является членом Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Евразийского таможенного союза и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Азербайджан не входит ни в одну из названных структур.
Кроме того, Армения является единственной страной в Кавказском регионе, где российское военное присутствие (102-ая военная база в Гюмри) до сих пор сохраняется. Однако ухудшение ситуации в зоне карабахско-азербайджанского конфликта выявило серьезные системные недостатки в интеграционных проектах России в постсоветском пространстве.
Главная проблема заключается в отсутствии механизмов координации позиций членов Евразийского союза, а также Организации договора о коллективной безопасности по важным политическим вопросам. С началом военных действий в Нагорном Карабахе власти Белоруссии выразили поддержку Баку, подчеркнув необходимость восстановления территориальной целостности Азербайджана.
В Ереване говорят, что подобные заявления противоречат обязательствам, которые взяли на себя страны, вступившие в ОДКБ и другие многосторонние структуры. Другой член этой организации – Казахстан – проявил себя более сдержанно, но его экспертное сообщество, близкое к правительственным органам, также выступило с заявлениями в пользу Азербайджана.
Известный казахстанский политолог Айдос Сарым, комментируя ситуацию в Карабахе, сказал, что для поддержания Армении должна наличествовать историческая, культурная и традиционная основа. Он также подчеркнул, что, если перед Казахстаном встанет вопрос выбора между Азербайджаном или Арменией, он должен будет принять решение в пользу Баку.
Официальная Астана выразила свою политическую позицию по отношению к Армении посредством демонстрации своего нежелания присутствовать на заседании глав правительств ЕАЭС, которое должно было быть проведено в Ереване. Казахстан, а также Белоруссия и Кыргызстан предложили перенести встречу из Еревана в другое место, чтобы не раздражать азербайджанские власти. Принципиальная позиция трех членов Евразийского союза получила поддержку в Москве.
В ходе беседы со своим армянским коллегой российский премьер-министр Дмитрий Медведев объявил о готовности принять саммит глав правительств ЕАЭС в Москве. Армянская сторона довольно резко высказалась относительно таких предложений, исходящих от ее союзников. Президент Армении Серж Саргсян отметил, что поведение Казахстана, Белоруссии и Кыргызстана нанесло серьезный удар по репутации Евразийского союза.
В Ереване известно то, что Казахстан, Кыргызстан и Азербайджан являются странами с преимущественно мусульманским населением. К тому же они тесно сотрудничают в рамках Тюркского Совета. И не является секретом то, что Казахстан и Азербайджан динамично развивают двусторонние торгово-экономические связи и вкладывают значительные средства в инфраструктурные проекты в Кыргызстане.
К тому же Баку постоянно оказывает существенную финансовую помощь Белоруссии. Не удивительно то, что Астана и Минск не очень-то приветствовали вступление Армении в Евразийский союз. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и лидер Белоруссии Александр Лукашенко неоднократно подчеркивали то, что Армения принята в эту организацию в границах, признанных ООН. Таким образом, Астана и Минск никогда не скрывали своей приверженности поддержке Азербайджана, и Ереван понимал это. Так, почему же армянские власти приняли решение вступить в Евразийский союз?».
***
© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.