Пашите до скончания века! Досрочная пенсия – миф идеологов постоянно реформируемой пенсионной системы

Резкий скачок стоимости пенсионного аннуитета развенчал миф о возможности досрочного выхода на пенсию в Казахстане. Пенсионные перспективы для подавляющего числа казахстанцев становятся еще более туманными, чем когда-либо

«Что подрожало существенно в Казахстане, так это пенсионный аннуитет. Хлеб, мясо и яйца в сравнение не идут. Потому что с этим аннуитетом многие планы были связаны. Например, по досрочному выходу на пенсию. А теперь до этого – как до Луны: ни пенсионные накопления вытащить из фонда пораньше, ни на пенсию выйти…», — говорит моя подруга. Ее понять можно: все меньше доверия пенсионной системе в существующем виде, а возможности досрочно изъять свои пенсионные накопления из ЕНПФ сужаются с каждым годом.

пенсии в казахстане

До пряника не дотянуться

Аннуитет – это такой аппетитный пряник в современных экономических условиях. Когда не знаешь, как дожить до пенсии, можешь выйти на нее раньше. Для этого всего-ничего – нужно иметь необходимую сумму для покупки пенсионного аннуитета. Он дает, таким образом, неоспоримую привилегию – получить свои накопления раньше пенсионного возраста – женщинам с 50 лет и с 55 лет – мужчинам.

Но тут приходит новость о повышении стоимости аннуитета в 2016 году.

«В Казахстане минимальная сумма накоплений для заключения пенсионного аннуитета составляет в 2016 году для женщин – 8,92 млн. тенге, для мужчин – 6,36 млн. тенге, что соответственно в 2,7 и 2,4 раза больше, чем составлял аналогичный показатель в 2013 году», – сообщила заместитель председателя правления АО «Компания по страхованию жизни «Государственная аннуитетная компания» (ГАК) Асель Маканова.

Итак, в 2,7 раза (для женщин) выросла стоимость пенсионного аннуитета в 2016 году по сравнению с 2013 годом. Эта новость шокирует. Но она двояка.

Темная сторона этой медали – то, что все меньше потенциальных пенсионерок могут воспользоваться своим правом досрочного выхода на пенсию, о котором нам так любили рассказывать, когда вводили 63-летний ценз для женщин для выхода на пенсию (у мужчин этот ценз уже давно). Накопить необходимую сумму для простых женщин, не работающих на ведущих позициях в бизнесе или на столь хлебной сейчас госслужбе или в национальных компаниях, просто не представляется возможным. Те же, кто там работает и уже накопил сумму, достаточную для покупки аннуитета, расставаться со своей кормушкой не собираются – как же, надо… обеспечивать детей, внуков и правнуков. Когда они голосовали за повышение пенсионного возраста, они думали только о себе.

Светлая сторона медали – раз не смогут воспользоваться большинство граждан, значит, продолжат работать на своих непривлекательных с материальной точки зрения, рабочих местах, но абсолютно необходимых с точки зрения функционирования экономики. Плюс для общества.

Мне 49. На пенсию хочу!

«Последние два года я принципиально не смотрю выписки со своего пенсионного счета — я даже забыла свой логин и код доступа. Подумала-подумала, и разложила все по полочкам – почему», – моя подруга, похоже, становится очень даже финансово подкованной. Вот ее тезисы.

Первое. После того, как частным пенсионным фондам приказали долго жить, интерес к пенсионным накоплениям сильно упал. Не у меня одной – мои друзья и знакомые, которые постарше, кто смог, тот уже «вытащил» свои деньги с пенсионного счета. Некоторые друзья решились на отъезд из страны – лишь бы досрочно забрать свои пенсионные накопления. Вот он – показатель доверия к созданной системе.

Второе. Сегодня плохая конъюнктура на фондовых рынках, которая чаще формирует убытки, чем доходность. Это объективная реальность. При грамотном инвестировании можно играть, искать новые возможности по получению дохода. Но Национальный банк, взявшийся управлять нашими пенсионными активами после объединения всех частных НПФ в ЕНПФ, ничего такого не делает: его политика инвестирования очень консервативна и совершенно не отвечает требованиям времени.

Третье. Это продолжение второго пункта. Нацбанк РК, как управляющий пенсионными активами ЕНПФ, с одной стороны, не инвестирует наши пенсионные накопления с целью получения высокой доходности, а с другой – он вообще раздает пенсионные накопления направо-налево, используя наши деньги как личный кошелек. Понимая, что девальвация тенге в 2015 году неизбежна, он даже не удосужился конвертировать максимально возможную часть портфеля в доллары или реинвестировать в долларовые инструменты (последнее вообще не представляло никакой опасности ни для пенсионных активов, ни для ЗВР, когда Нацбанк еще пытался балансировать на грани, сдерживая девальвационные тренды). На 1 января 2016 года объем инвестиций в ценные бумаги иностранных эмитентов (в т.ч. негосударственные ценные бумаги иностранных эмитентов, ценные бумаги международных финансовых организаций и государственные ценные бумаги иностранных эмитентов) составлял всего 368,4 млрд. тенге, или 6,5% от объема инвестированных пенсионных активов. В итоге наши с вами сбережения на старость обесценились на 60-80%! В то же время 1,450 трлн. тенге – четверть всех пенсионных денег казахстанцев, будет инвестирована на финансирование дефицита республиканского бюджета, поддержку банков и пр. Текущая потребность в деньгах превыше долгосрочных планов?

…Сегодня все решения по пенсионной системе конъюнктурны и отвечают только одному требованию: как можно больше усложнить населению получение возможности досрочного выхода на пенсию. Если раньше публиковались данные по объемам перечисления средств из пенсионных фондов в страховые компании, которые шли прямым назначением на покупку пенсионного аннуитета, то теперь таких данных нет – на сайте ни ЕНПФ, ни Нацбанка РК, как управляющего пенсионными активами. Есть основания предполагать, что искусственно сокращаемый сегодня рынок пенсионных аннуитетов вообще находится на грани выживания. Все меньше казахстанцев могут позволить себе непозволительную роскошь – купить право на раннюю пенсию.  Потешили себя этой мыслью, и будет!

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.