Financial Times: Индия собирается обойти стороной Пакистан на пути к Центральной Азии

Индия, Иран и Афганистан договорились построить за пределами Персидского залива современный порт, а также автомобильные и железные дороги, которые позволили бы Дели и Кабулу обойти стороной недружественный Пакистан и расширить торговлю между Южной и Центральной Азией

Британская газета Financial Times опубликовала статью под названием «India to bypass Pakistan on the road to Central Asia» — «Индия собирается обойти стороной Пакистан на пути к Центральной Азии».

В ней говорится так: «Индия, Иран и Афганистан договорились построить за пределами Персидского залива современный порт, а также автомобильные и железные дороги, которые позволили бы Дели и Кабулу обойти стороной недружественный Пакистан и расширить торговлю между Южной и Центральной Азией.

Индийский премьер-министр Нарендра Моди, находясь в Тегеране, заявил, что его страна вложит $500 миллионов в развитие иранского порта Чабахар в Оманском заливе и создание соответствующей инфраструктуры в рамках соглашения исторической важности, которое придаст импульс экономическому росту, окажет содействие налаживанию беспрепятственного торгового потока в регионе. Оно также обеспечит не имеющему выхода к морю Афганистану «надежный, эффективный и более дружественный маршрут для торговли с остальным миром».

Проект Чабахар — представляющий собой один из региональных планов по созданию торговых коридоров для транспортировки нефти, газа и других товаров – являлся объектом рассмотрения и обсуждения в течение последних 14 лет.

Наблюдающееся сейчас оживление связанных с ним усилий обусловлено ослаблением международных санкций в отношении Ирана и ростом среди афганцев и индийцев разочарования пакистанским противодействием трансграничной торговле.

«Этот проект меняет всю экономическую географию региона», — заявил Махараджа Кришна Расготра, бывший индийский министр иностранных дел, — потому что он открывает нам через Иран и Афганистан прямой беспрепятственный доступ к рынкам Центральной Азии, России и Европы».

Большая часть афганского внешнеторгового товарооборота, который главным образом подразумевает импорт, финансируемый за счет иностранной помощи и контрабанды опиума, осуществляется через пакистанский порт Карачи.

Но вместе с тем Пакистан поддерживает и принимает у себя афганских повстанцев из Талибана, ведущих вооруженную борьбу против правительства в Кабуле и его западных союзников. Президент Афганистана Ашраф Гани заявил о своем желании доказать то, что «география не является нашей судьбой».

Впрочем, пакистанские официальные лица утверждают, что они не впадают в беспокойство из-за Чабахара. По словам одного чиновника министерства иностранных дел Пакистана, $500 миллионов, которые Индия обязуется вложить в этот проект, — это «сущие копейки» по сравнению с обещанием Китая инвестировать $46 миллиардов в сеть железнодорожных магистралей, автомобильных дорог и трубопроводов с целью связывания Западного Китая с Гвадаром. Тут имеется в виду пакистанский порт, который расположен менее чем в 200 километрах к востоку от Чабахара.

«Гвадар будет обрабатывать входящий и исходящий китайский трафик, связанный с Аравийским морем. Это гораздо большее предприятие, чем проект Чабахар», — сказал этот сотрудник.

Однако независимые аналитики заявили, что проект Чабахар может ослабить влияние Пакистана в регионе».

Пакистанская газета Nation опубликовала материал под названием «An Exclusive Triangle» — «Эксклюзивный треугольник».

В нем излагается следующее: «Индия, Афганистан и Иран в понедельник подписали трехстороннее соглашение стоимостью до $500 миллионов, предназначенных для инвестирования в порт Чабахар, расположенный рядом с границей Пакистана. Борьба за военное и торговое доминирование в регионе продолжается, однако с заключением такого договора нейтральность Ирана в этом состязании становится сомнительной. Чабахар для Индии является тем, чем для Китая является Гвадар, и определение характера региональной торговли остается ключевым фактором конкуренции между двумя странами.

Должны ли мы удивляться тому, что это «историческое» соглашение оставляет «за бортом» Пакистан?

Наша близость к Китаю и соперничество с Индией обуславливают появление у индийцев желания противостоять какому-либо влиянию, проистекающему из Гвадара, а Афганистан, будучи давним индийским партнером, вероятно, должен был, не обращая внимания ни на что, согласиться с этой акцией».

Вышеизложенную информацию можно дополнить такими сведениями. В январе 2014 года в Алматы состоялась встреча министра индустрии и торговли РК Асета Исекешева с министром экономики и финансов Ирана, доктором Тайебниа. В ходе состоявшейся тогда беседы представитель Казахстана, откликаясь на соответствующее предложение иранской стороны, выразил готовность Астаны к строительству пирсов, причалов и бункеров на территории порта Чабахар. Теперь, как выясняется, осуществлять там аналогичную деятельность собирается Дели.

А появление возможности иметь свои пирсы, причалы и бункеры на территории Чабахара – это очень ценная перспектива. Ибо порт на юго-востоке Ирана позволяет отправлять грузы, минуя перегруженный и конфликтогенный Ормузский пролив, потому что он находится за пределами Персидского залива.

 

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.