Налоговый кодекс: перепишем – будем жить

Все помыслы реформаторов налоговой системы направлены на то, чтобы увеличить налоговые обязательства населения и предпринимателей. Это, безусловно, приблизит Казахстан к международной практике в налогообложении. Однако процесс будет очень болезненным, если реформаторы включат административный ресурс и внесут поправки без обсуждения с обществом

В Казахстане активно дискутируется вопрос о необходимых изменениях в налоговом поле. Министерство национальной экономики предлагает «прорывные» идеи, основанные на международной практике. Бизнес-сообщество не всегда разделяет такие порывы. Для примера возьмем только тот пакет налоговых предложений, который касается практически каждого из нас.

О социальном налоге

«Действующий порядок расчета и уплаты социального налога значительно усложнен из-за многообразности правил, процедур и ставок налога (процентные и твердые), установленных в зависимости от категорий налогоплательщиков, применяемых режимов налогообложения, а также из-за необходимости корректировок на сумму исчисленных социальных отчислений», — анализируют в МНЭ.

Поскольку объектом обложения социальным налогом являются расходы работодателя, выплачиваемые работникам, то это часто приводит к подмене работодателями трудовых договоров договорами гражданско-правового характера с целью уклонения работодателя от социального налога.

Именно поэтому эксперты МНЭ предлагают исключить взаимозависимость исчисления социального налога и социальных отчислений, с установлением единой ставки социального налога; освободить от уплаты социального налога в свою пользу ИП, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов и профессиональных медиаторов; сделать прогрессивный ИПН после введения всеобщего декларирования доходов и имущества.

У «Атамекена» свои предложения. Первое, что предлагают предприниматели, рассмотреть вариант поэтапного уменьшения ставки социального налога и полной его отмены в 2020 году, учитывая увеличение финансовой нагрузки для предпринимателей (с 2016-2020 годы) по пенсионным отчислениям и отчислениям в Фонд обязательного медицинского страхования. Второе – не вводить обложение социальным налогом выплат по договорам гражданско-правового характера, так как будет нарушен фундаментальный принцип удержания налога, ведь предлагаемая министерством схема приведет к уплате налога за третье лицо (исполнителя) не из дохода исполнителя, а за счет собственных средств.

О налоге на транспортные средства

Министерству национальной экономики не нравится налог на транспортные средства. Не то что сам налог не по душе, а то, каким образом он взимается. Чиновники недовольны тем, что «существующая система налогообложения транспортных средств ориентирована на категории налогоплательщиков, а не на объект обложения». В итоге в Казахстане практикуется освобождение от уплаты налогов отдельных категорий. Непорядок – в других странах такого нет. Политика налогообложения должна ориентироваться только на объект и должна быть безразлична к статусу владельца объекта. Вот как!

Поэтому есть предложение отменить налог на транспортные средства для физических лиц и плату за эмиссию в окружающую среду для юридических лиц. А вместо этих сборов увеличить акцизы на бензин и дизельное топливо на уровне производства и импорта. По подсчетам МНЭ, а сами они – из чего что складывается, остаются за кадром, сумма акциза увеличится в среднем на 8 тенге за литр горючего.

Одна такая манипуляция, и в Казахстане не только расширится налоговая база, но и увеличатся поступления в бюджет, составив примерно 45,2 млрд. тенге в год.

Национальная палата предпринимателей «Атамекен» скептически оценивает перспективы увеличения акциза на сумму отменяемого налога на транспорт. В первую очередь потому, что казахстанский рынок на треть зависит от российского импорта ГСМ. По мнению экспертов, «акциз должен больше выполнять роль не источника пополнения бюджета, а являться универсальным регулятором предотвращения возможных перетоков ГСМ «из» либо «в» Россию, и его исчисление должно быть унифицировано с российским, с переносом основной нагрузки на розницу и с сохранением действующих ставок для опта».

То есть, регулирование в этой сфере должно быть ситуативным – вероятно, придется вводить сезонные ставки акциза в зависимости от ситуации на российском рынке либо с целью стабилизации рынка, а после 2017 года, когда, как предполагается, Казахстан будет полностью обеспечен ГСМ собственного производства, придется внедрять акцизы, защищающие внутренний рынок от импорта.

Так ли хороша идея заменить налог на акциз, до конца непонятно. Эксперты «Атамекена» пытаются моделировать ситуацию, и настаивают на проведении точных расчетов. Они опасаются, что в результате может пострадать республиканский бюджет: «Учитывая, что основные составляющие цены на бензин – это себестоимость добычи нефти недропользователя с учетом его маржи, стоимость процессинга, доставки, маржи оптовика и АЗС и акциз, – в силу невозможности «сжатия» последних звеньев (т.к. частично регулируются КРЕМЗК) возможный сдвиг произойдет в части снижения цены у недропользователя, что автоматически приведет к снижению поступлений от нефтяного сектора».

О налоге на имущество и налоге на землю для физлиц

«Существующая система налогообложения имущества и земли физических лиц достаточно сложная и завуалированная в виду применения поправочных коэффициентов, баллов бонитета в зависимости от зональных и территориальных особенностей, а также является трудо- и ресурсозатратной для органов государственных доходов», – считают в Министерстве национальной экономики.

МНЭ калькулирует: «Ежегодные поступления составляют всего 10 млрд. тенге, в том числе налог на землю – 1,8 млрд. тенге и на имущество – 8,2 млрд. тенге».

Акцент прочитывается четко: в Астане недовольны суммами собираемых налогов, поэтому, если в планах «в среднесрочной перспективе пересмотреть систему налогообложения имущества и земли с трансформацией и приближением налогооблагаемой базы к рыночной», то, значит, все действия и трансформация налогового законодательства будут направлены на повышение налогов.

В планах – эти два вида налогов объединить. Во многих странах этот налог единый – на недвижимость, ведь здания стоят на земле и не продаются отдельно, они продаются вместе с землей. В Казахстане же существует два разных подхода: объектом налога на землю является сам факт наличия земли, а объектом налога на недвижимость – стоимость объекта недвижимости.

Сегодня, как вариант, есть идея сделать подход единообразным: исчислять налог, учитывая кадастровую стоимость земельного участка и стоимость домовладения. Это для населения. Для юридических же лиц планируется брать в расчет рыночную стоимость земли и объекта недвижимости.

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.