Криптоключ от квартиры, где деньги лежат

Деньги – это всегда эквивалент труда и времени. К виртуальной валюте, которая появляется из воздуха и ничем не обеспечена, кроме как мощностью компьютера, это правило не имеет никакого отношения. Апологеты криптовалюты, впрочем, могут легко опровергнуть наше умозаключение и обосновать свою правоту. Только надежнее криптовалюта от этого не становится

В Казахстан зачастили эмиссары, продвигающие заработки без вложений. «Как думаешь, это реально? Хочу зарабатывать на криптовалюте», — говорит приятельница. Она уже сходила на такой «семинар», куда приглашали на «звезду», которая знает о криптовалюте «все и даже больше». Однако полного понимания, как можно зарабатывать и где кроются риски, нет. «Так о каком заработке может идти речь?», — я ее, кажется, обезоруживаю. Ведь ей кажется, что обещания сразу конвертируются в валюту. Что это безусловное обязательство со стороны эмитента криптовалюты. Что ее уже в скором будущем ожидает финансовый рай.

Со своей стороны я, как журналист, пыталась договориться об интервью со «звездой». Попросили выслать вопросы – пожалуйста. Назначили время для встречи. Затем перезвонили и сказали, что нужно будет согласовать статью перед выходом, чтобы в ней все было изложено «корректно». «Корректно» – это значит комплементарно по отношению к компании, которая старается зайти на рынок Казахстана. Но я не считаю это возможным: если фильтруют мои вопросы, если статью нужно писать под диктовку. В общем, то интервью не состоялось.

Зато состоялось другое. Доктор экономических наук Андрей Белов постарался доходчиво объяснить, почему отношение к криптовалютам противоречивое.

– Сейчас мир переживает настоящий бум криптовалют. Одни люди считают их деньгами будущего. Другие, напротив, уверены, что это кибермошенничество. Третьи ничего не понимают в этом вопросе, а кому довериться – первым или вторым, не знают. Так что это такое – цифровые деньги?

– Главная их функция такая же, как и у других денег, т.е. функция обмена. Только форма у этих денег другая. Обратимся к простому примеру. Допустим, у некоего озера живет племя. Чтобы производить обмен рыбы на кокосы, они решили использовать в качестве денег ракушки. Но они разные: одна большая, другая маленькая, одна разноцветная, другая – однотонная. А главное, неизвестно, сколько они стоят. Поэтому люди племени выбрали вождя, чтобы он мог ставить на ракушки штампики об их цене. Криптовалюта, образно говоря, та же самая ракушка, но цифровая, да еще имеющая хитрый цифровой штампик. Говоря проще, цифровая ракушка представляет собой математическую задачу. Ее решение легко проверить, но трудно найти. Тот, кто найдет решение, тот и получает «ракушку», которую может обменять на что-то другое.

– То есть, криптовалюта – это реальные деньги?

– Как устроены денежные системы? Центробанки, выпуская доллары, евро, рубли и т.д., заставляют всех участников экономического обмена принимать эти купюры без всяких ограничений. Точно также сообщество, признающее криптовалюту, пытается приравнять ее к любой другой. Сейчас в обращении находится примерно около двух тысяч разных криптовалют.

IT-шники, которые изобрели криптовалюты, придумали очень интересный механизм. Они решили дать штампик каждому в руки, но разрешили ставить его только на ту денежку, которую человек самостоятельно нашел. А денежка – это математическая задача. Решил задачу – получил денежку, поставил штампик, купил, образно говоря, пиццу. А чтобы узнать, кто сколько нашел денежек и поставил штампиков, все операции с криптовалютами стали записывать в электронных кошельках, хранить их в базах данных и давать смотреть в них всем желающим. Получается, что штампик виртуально находится у каждого в руках.

– Существует ли опасность того, что на самом деле эти виртуальные деньги – это не более того, чем фальшь-система? Где гарантия того, что нас не обманывают?

– Гарантий нет. Если несколько компьютерщиков, которые хорошо представляют себе работу этой системы, объединятся и начнут создавать фальшивые кошельки, то мы никогда об этом не догадаемся. И в итоге те, кто имеет доступ к большому количеству операций с этими криптовалютами, получают преимущество. В принципе это означает, что они становятся шаманами племени у озера с ракушками, заставляющими вождя, проставляющего штампики, плясать под свою дудку, а окружающих поверить в святость этого дела – проставление штампиков.

Также и компьютерщики: они создадут такие базы данных, что заставят вас поверить в то, что это дело рук не десяти «электронных шаманов», а миллиона владельцев электронных кошельков. То есть те, кто создает сети обмена информацией о движении криптовалют, в определенном смысле становятся частичными их хозяевами. В данном случае ими являются компьютерные компании, которые контролируют потоки информации, связанные с подтверждением решения задач (денежка – это задача, помните?), признанием и накоплением криптовалют, производством платежей и пр.

– Лично вы верите в возможность существования криптовалюты?

– На самом деле у нее большое будущее. Но пока все происходит на уровне ракушек и штампиков. До того момента, пока ракушки дойдут до золота и монет, затем перерастут в бумажные, а потом в кредитные деньги, думаю, пройдет еще несколько десятков лет. Если у вас хватает смелости инвестировать деньги в «ракушки», – пожалуйста, но будьте осторожны.

***

У меня есть друг – специалист по торговле вином, который дает мне простейшие рекомендации. Качественное вино, по его словам, начинается от 25 евро за бутылку. «Если хочешь побаловать себя к празднику, то покупай в хорошем магазине примерно за такую цену», — говорит он. В применении к криптовалютам его совет означает, что если вам нужно произвести какую-то конкретную операцию, чтобы заработать небольшую сумму денег, то имеет смысл ориентироваться на самую распространенную и популярную криптовалюту, а не связываться с теми, которые только-только начинают расти. У неизвестных криптовалют уровень риска запредельный: либо грудь в крестах, либо голова в кустах.

«И как бы тебя не уговаривали, никогда не покупай вина дороже 70-80 евро, — дал мне друг-сомелье еще один совет. – Простой человек без специальной подготовки никогда не поймет разницы между вином за 70 евро и тем, что за 270. Это слишком тонкие моменты, которым нужно долго учиться».

Поэтому, покупая тот или иной биткоин, поставьте для себя определенную границу и никогда ее не переходите, потому что дальше вы все равно ничего уже не поймете. Например, совершайте операции в пределах 30-70 евро. А если вам предлагают что-то выше этого предела, то остерегайтесь – для этого нужно заканчивать академию.

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.