Актобе, 5 июня. Теракт. Здесь уместно сравнение с висящим на сцене ружьем, которое обязательно должно выстрелить в последнем акте

Сетевые СМИ о причинах трагедии

5 июня в Актобе произошел террористический акт. Группа экстремистов атаковала два оружейных магазина и воинскую часть национальной гвардии.

Что думают по этому поводу наши политологи и аналитики

каринОдними из первых откликнулись – «Досым Сатпаев и Ерлан Карин высказались о случившемся в Актобе». Ерлан КАРИН — И скорее всего это были спонтанные действия — в ответ на какие-то меры спецслужб в качестве акции устрашения или возмездия. В 2011-2012 большинство акций осуществлялись также в ответ на действия силовиков. Как бы то ни было, нынешние события станут новым этапом в развитии угрозы экстремизма и терроризма в нашей стране. Однозначно, эти события поменяют общую повестку дня.

Досым САТПАЕВ — Активно ослабляя внутрисистемную оппозицию, которая пыталась действовать в правовом поле и могла оттянуть на себя часть протестных настроений, власть практически упустила из виду появление антисистемной оппозиции из числа местных радикальных групп. И они напоминают о себе. И все чаще, что является тревожным трендом.

Андрей ЧЕБОТАРЕВ – «Западный Казахстан подвержен влиянию салафитов» — Если учитывать ряд исследований, проведенных разными экспертами, можно сказать что именно Западный Казахстан подвержен влиянию такого религиозного течения как салафизм. Скорее всего, речь идет именно о приверженцах именно этого течения.

Олжас ХУДАЙБЕРГЕНОВ Олжас ХУДАЙБЕРГЕНОВ – «Как бы экстремисты ни прикрывались религией, они далеки от нее» — Дело в том, что абсолютное большинство этих экстремистов — это заблудшие граждане. Искренних могут переубедить богословы, а неискренними, которые преследуют иные цели, пусть занимаются силовики! Каждый переубежденный экстремист способен вытащить все свое окружение из заблуждений, и это лучший способ предотвратить худшее.

Талгат КАЛИЕВ – «Актобе — это не спектакль, это по-настоящему» — Реальная угроза в том, что эти экстремисты могут оказаться завтра единственной, наиболее организованной и мощной политической силой. И, в отсутствии иных вариантов выбора, разочаровавшийся в нынешних элитах электорат начнет отдавать свое предпочтение этим новым, не понятным, но не дискредитировавшим себя коррупцией, силам.

Данияр АШИМБАЕВ выделил три силы, которые имеют в стране мобилизационные ресурсы на подобного рода операции: религиозные и политические экстремисты и криминал. Какая из этих групп проявила себя в Актобе, покажет время.

Нурлан АЛЬНИЯЗОВ – «Целью боевиков в Актобе могло быть освобождение салафитов из колонии» — Самая большая плотность представителей салафитских течений — в Актюбинской области. Это видно даже невооруженным глазом, если пройдетесь по центральным улицам Актобе. В Актюбинской тюрьме сидит очень много салафитов, арестованных за религиозный экстремизм.

Российский взгляд на события

«Теракт безответственности. Как экстремисты напали на казахстанский Актюбинск» — Сообщений о том, что кто-то взял на себя ответственность за теракт, на момент написания материала не поступало (это, кстати, довольно характерная черта атак экстремистов в Казахстане). Вся история терактов в Казахстане демонстрирует, что у власти не получается проанализировать произошедшее и выработать эффективную тактику противостояния. Экстремисты действуют шаблонно, но, несмотря на это, неизменно успешно, пусть и платят за это своими жизнями. Астана, судя по всему, не очень представляет, кто именно ей противостоит и кто поддерживает «нетрадиционные религиозные течения».

Андрей ГРОЗИН Андрей ГРОЗИН (Россия) — "Большинство казахстанских джихадистов происходят именно из западных областей страны" — Судя по организации и количеству людей, мы имеем делом с одним из нетрадиционных джамаатов, которых на западе Казахстана, к сожалению, достаточно много: выходцы из этого региона всегда создавали в этом плане большие проблемы для Астаны, были наиболее активно вовлечены в террористическое движение на Северном Кавказе, а сейчас чаще других переходят в террористическую организацию ДАИШ в Сирии и Ираке.

Вадим КОЗЮЛИН, профессор Академии военных наук — Экстремисты посчитали, что революционная ситуация назрела: «верхи не могут, низы не хотят». Вероятно, они оценивали число своих сторонников хотя бы в несколько сотен человек, иначе затевать вооруженный мятеж, пусть даже неплохо спланированный, было самоубийством. То, что экономическая ситуация в Казахстане ухудшается, ни для кого не секрет. Но события в Актобе ясно показывают: этим готовы воспользоваться религиозные фанатики, которых, судя по всему, в Казахстане немало.

«События в Актобе: взгляд из Узбекистана» — Олег СТОЛПОВСКИЙ, эксперт по вопросам региональной безопасности — Если в течение длительного времени в Казахстане, несмотря на все усилия властей и правоохранительных органов, продолжают расцветать и действовать различного рода религиозные организации, в том числе и явно экстремистского толка, то они, безусловно, будут стараться заявлять о себе рано или поздно. Здесь уместно сравнение с висящим на сцене ружьем, которое обязательно должно выстрелить в последнем акте.

Вернемся в Казахстан

Досым САТПАЕВ в статье «Антитеррористическая система Казахстана: миф или реальность?» отмечает еще один тревожный момент – «проникновение экстремистских идей в госструктуры, в частности, в силовые органы и вооруженные силы страны. То есть возникает другой опасный тренд – сращивание экстремизма с властью. Проблема в том, что ни у кого нет точной информации об уровне пассивных протестных настроений внутри бюрократического аппарата. Неясно, сколько чиновников являются приверженцами той или иной религиозной конфессии. Это «черный ящик».

Марат ШИБУТОВ в интервью «У террористов одна цель – разрушить действующую систему власти в стране» говорит – «У этих террористов была простая цель. Одна и та же, как и у ИГИЛа – создание халифата. Но чтобы его создать, сначала надо разрушить действующую систему власти. Потому что они считают ее кафирской. Никаких других тут оправданий нет».

Асылбек ИЗБАИРОВАсылбек ИЗБАИРОВ – «Молодые актюбинские радикалы действовали по приказу идеологов ДАИШ» — Теракты в Актобе проводились группой молодых людей, принадлежащих к такфиритскому джаамату. Перед нападением они собрались в одном из подпольных домов, где обсудили приказ идеологов ДАИШ, которые, как известно, призвали к террору в течение месяца Рамазан, заявил в интервью Zakon.kz доктор исторических наук, профессор кафедры религиоведения ЕНУ им. Л. Гумилева, директор Института геополитических исследований Асылбек ИЗБАИРОВ.

«За 2 года до теракта в Актобе проводили опрос, но результаты… забыли» — Религиовед, профессор Артур АРТЕМЬЕВ — 190 студентов ответили на 2 вопроса: причины попадания молодежи под влияние экстремистов и террористов, а также способы этому противостоять?

135 студентов выделили социальную подоплеку проблемы — безработицу, низкий уровень жизни, бедность. Почти все — крушение надежд на лучшую жизнь и проблемы при обустройстве оралманов. 28 респондентов посчитали главными причинами несправедливость, коррупцию и бюрократизм. 67 студентов отметили в качестве причины неблагоприятную обстановку в семье, 42 респондента — низкий уровень образования и культуры, а 45 — религиоведческую безграмотность молодежи.

На этом основании 112 студентов отметили, что всему виной вербовка молодежи миссионерами, которые оказываются грамотнее муллы в мечетях. Остальные ссылались на влияние интернета, денежные трудности и стремление заработать деньги любой ценой.

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.