Economist: Единая Россия, разделенный Путин

Борьба за благорасположение Путина приобретает все большее значение, поскольку лишь немногие либералы считают, что он уйдет в отставку, когда его текущий срок президентства истечет в 2018 году. Вопрос не в том, будет ли Путин баллотироваться, а в том, какая же его ипостась одержит верх

Журнал Economist опубликовал аналитическую статью под названием «United Russia, divided Putin» — «Единая Россия, разделенный Путин».

В предисловии к ней говорится так: «Президент разгромил оппозицию, но технократы и ястребы безопасности борются за его благорасположение».

Далее уже в самой статье излагается следующее: «Сейчас, когда до парламентских выборов остается три месяца, «Единая Россия», правящая партия в России, выдвигает новый лозунг: «Важно выбрать правильно». Такой мессидж представляет собой угрожающее напоминание избирателям о том, что некоторые решения в плане выбора могут оказаться «неправильными», и его аббревиатура – ВВП – наводит на мысль о правильном варианте: Владимир Владимирович Путин. Партия не использует образ российского президента в своей избирательной кампании из-за опасений подрыва его популярности.

При проведении последних парламентских выборов в 2011 году, когда большинство проголосовало против «Единой России», Кремль сфальсифицировал их итоги. Это вызвало массовые протесты в крупных городах. Свыше 100 тысяч человек вышли на улицы в центре Москвы, выступая с призывами за «Россию без Путина». Алексей Навальный, популярный блоггер, сделался реальным оппозиционным лидером. Позиция Путина у власти никогда не выглядела столь шаткой.

С тех пор Кремль делает все, что в его силах, с тем, чтобы предотвратить повторение такой ситуации. Всем, кто занимает независимую позицию, был «послан сигнал о том, что это закончится плохо», говорит Мария Липман, редактор журнала «Контрапункт».

Государственные средства массовой информации систематически устраивают разнос лидерам оппозиции. Российские националистические движения, которые когда-то выступали против правительства, оказались кооптированы или раздроблены. Неправительственные организации (НПО), в том числе группы наблюдения за выборами, были объявлены «иностранными агентами» и вынуждены закрыться. Остатки независимых СМИ подвергаются нападкам. Многие из числа активистов протестных выступлений, состоявшихся в 2011 и 2012 годах, оказались выдавлены из страны. Некоторые из них будут наблюдать за выборами из тюрьмы. Борис Немцов, самый уважаемый и признанный российский либерал, был убит.

Гайки закручиваются повсюду. Дума в прошлом году приняла закон, позволяющий полиции открывать огонь по толпе. Выступающие в поддержку правительства активисты усиливают атаки на лидеров оппозиции. (Господин Навальный недавно был избит бандитами, одетыми в форму казаков).

В идеологическом отношении экспансионистский национализм господина Путина, нашедший выражение в аннексии Крыма и войне на Украине, берет верх над требованиями к модернизации, озвученными протестующими людьми пять лет назад. Многие из тех, кто когда-то приветствовал реформы, с воодушевлением откликнулись на новый империализм. «Нет никаких сомнений в том, что наша база поддержки уменьшилась», — говорит господин Навальный.

Выбери кандидата, любого кандидата

Кремль также осознал риски откровенной подтасовки голосов. С целью придать выборам видимость респектабельности господин Путин заменил Владимира Чурова, главу избирательной комиссии, лояльность которого исполнительным властям слишком бросалась в глаза (и который был прозван «волшебником» за его способность устранить неприятные результаты) Эллой Памфиловой, более уважаемым омбудсменом по правам человека. В подтасовке избирательных бюллетеней не будет необходимости: единственная серьезная оппозиция, Партия прогресса господина Навального, не допущена к участию в выборах.

Крупные протестные выступления маловероятны. Опросы показывают, что россияне недовольны кризисом в экономике, но сейчас они в меньшей степени, чем пять лет назад, когда экономический рост был устойчивым, готовы выйти на улицы с плакатами. «Неудовлетворенность порождает апатию», — говорит Лев Гудков, руководитель «Левада-центра», независимой социологической службы.

В замене открытой политики византийским дворцовым маневрированием нет ничего нового для России. Даже во времена президентства Бориса Ельцина в 1990-е годы реальная схватка происходила не между Ельциным и коммунистами, которые бросили ему вызов на президентских выборах. Она, скорее, велась внутри Кремля, между экономическими либералами и представителями системы безопасности, в том числе телохранителем господина Ельцина, который изо всех сил боролся за контроль доступа к уху президента.

Борьба за благорасположение Путина приобретает все большее значение, поскольку лишь немногие либералы считают, что он уйдет в отставку, когда его текущий срок президентства истечет в 2018 году. Вопрос не в том, будет ли Путин баллотироваться, а в том, какая же его ипостась одержит верх».

 

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.