310 тенге за доллар к концу года. Зафиксировать доходность по депозитам. Жить станет лучше, если не будет мешать Нацбанк

Косвенные подтверждения того, что Нацбанк не следует объявленному курсу денежно-кредитной политики получены. Аналитики недоумевают. Неумелые, если не сказать, непрофессиональные действия центробанка на валютном рынке создают угрозу новой девальвации тенге

Центральный банк продолжает совершать интервенции. Его нетто-покупки на валютном рынке в мае составили $728,3 млн., или 29,1% от общего объема торгов. По словам главы НБК Данияра Акишева, интервенции были направлены на сглаживание резких колебаний курса и пополнение международных резервов Нацбанка.

«По нашему мнению, целенаправленная покупка валюты для пополнения международных резервов в таких объемах воздействует на фундаментальный тренд динамики обменного курса. Мы считаем, что для обеспечения свободного плавания тенге регулятор должен снизить долю своего участия на валютном рынке», – как гром среди ясного неба – мнение аналитиков Halyk Finance.

Айвар БайкеновАйвар Байкенов, начальник отдела по управлению активами АО «Казкоммерц Секьюритиз» подсчитал, что с январских максимумов на уровне 390 тенге курс доллара опустился лишь на 15%, при том, что котировки нефти выросли с $27 до $52 за баррель или почти на 93%, а курс доллара к рублю упал на 25%. «Связь с нефтью небольшая, а привязка к рублю ослабляется», – делает вывод эксперт.

В целом условия на денежном рынке благоприятные: наблюдается стабилизация процентных ставок, уровень долларизации банковских депозитов падает на фоне существенного ослабления девальвационных ожиданий и привлекательной тенговой доходности. Однако Нацбанк пока продолжает игру на сдерживание укрепления курса, пополняя валютные резервы. В мае нетто-покупки доллара Нацбанком снизились на 12% по сравнению с апрелем и на 41% по сравнению с мартом. «Последние данные указывают на то, что интервенции регулятора постепенно уменьшаются, а значит, можно будет ожидать более свободного движения тенге в сторону роста. При этом интервенции могли потенциально быть еще меньше, если бы не налоговые выплаты со стороны экспортеров», – акцентирует внимание Айвар Байкенов.

В «Основных направлениях ДКП» на этот год (базовый сценарий – нефть на уровне $30 за баррель) регулятор говорит о том, что не будет вмешиваться в процесс курсообразования. Очень медленно, но постепенно он к этому приходит. Но с другой стороны, оставив за собой право проводить интервенции с целью сглаживания дестабилизирующих моментов, он продолжает активно им пользоваться. Он декларировал то, что любые интервенции не будут оказывать воздействия на формирующиеся тренды курса, но его действия противоречат этой установке: тренд на укрепление наблюдается с конца января, однако пока ему не дают продолжить свое поступательное движение.

А предпосылки для укрепления тенге все-таки есть. «Внешний фон будет оставаться благоприятным для казахстанской валюты, – уверен Айвар Байкенов. – Нефть достаточно уверенно закрепилась выше $50 за баррель, и даже если и будут какие-либо шоки, то ее цена вряд ли уже упадет ниже $40 за баррель. Поддержку ценам будет оказывать то, что добыча в США продолжает снижаться, сланцевая индустрия находится в глубоком кризисе, инвестиции в нефтяную отрасль глобально резко упали, а потребление черного золота растет. Российский рубль также не исчерпал свой потенциал для дальнейшего укрепления: дно кризиса уже пройдено, а вероятность постепенной отмены внешних санкций нарастает».

В условиях, когда позиции доллара глобально ослаблены (ФРС не торопится с очередным повышением базовой ставки, присутствуют дефляционные риски, сохраняется волатильность на американском рынке акций), а локально, в Казахстане, девальвационные опасения заметно ослабли и наблюдаются вдохновляющие признаки дедолларизации, тенге получает потенциал для укрепления. Айвар Байкенов полагает, что к концу года курс может оказаться в коридоре 310-320 тенге за доллар. Если, конечно, Нацбанк этому не будет препятствовать. Это возможно?

Как заявил на днях директор департамента исследований Halyk Finance Мурат Темирханов, «сейчас мы сомневаемся, что курс гибкий». Он считает, что если не следовать объявленной денежно-кредитной политике, то Казахстан получит новый риск девальвации тенге. По его убеждению, тенге должен быть привязан к ценам на нефть, спросу и предложению, должна существовать взаимосвязь курса с налоговыми неделями. То есть, курс должен определять рынок, а не один человек в Нацбанке, и не массированные интервенции на валютном рынке. Слабые признаки того, что Нацбанк приходит к пониманию этой ситуации есть, ведь объем покупок доллара уменьшается. Нужно, чтобы Нацбанк стал последовательным в своих действиях.

P.S. Как воспринимать эти тренды и ожидания неквалифицированным инвесторам? Айвар Байкенов советует: зафиксировать на 1-3 года привлекательную ставку доходности по депозитам, перезаключив, если требуется, договор. «Уже в следующем году банки по своим вкладам будут давать не более 12% и далее, по нисходящей, до 10%. Ощутимое снижение доходностей по инструментам фондового рынка предполагается уже этой осенью», — уверен эксперт.

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.