Что происходит в Актобе после терактов 5 июня.
Газета «Время» сообщает, что в Актюбинской области, похоже, сделали оргвыводы после теракта. Здесь сменились мэр Актобе и начальник ДКНБ. Глава региона Бердыбек САПАРБАЕВ вынужден был при кадровом голоде перетасовать колоду районных акимов.
Издание «Капитал» пишет — «Какие задачи стоят перед новым акимом Актобе?» — Новому акиму Актобе Ильясу ИСПАНОВУ необходимо уделить особое внимание развитию промышленности и индустрии. Такое поручение дал глава Актюбинской области Бердыбек САПАРБАЕВ.
Областная газета «Диапазон» отмечает – «С радикалами будут бороться по скайпу и на сцене, но пока не хватает грамотных специалистов» — Для переубеждения религиозных радикалов теологи и специалисты решили применить разные методы: от личных бесед до показа роликов и спектаклей. Но главная проблема дефицита толковых специалистов не решена.
– К традиционному исламу мы вернули 215 человек из 500, с которыми беседовали, со многими встречались несколько раз, – говорит глава областного управления по делам религии Бауыржан ЕСМАХАН.
«Теракт в Актобе устроили доморощенные радикалы» — Директор Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при президенте Ерлан КАРИН утверждает: это спонтанная вылазка, организованная доморощенными радикалами, не имеющими никакой поддержки со стороны крупных международных экстремистских организаций. Что, в свою очередь, по его мнению, свидетельствует: у радикальных группировок в Казахстане нет серьезного доступа к оружию и финансовой подпитки из-за рубежа.
Политолог Ерлан КАРИН 20 лет изучает проблему экстремизма и терроризма, беседовал с осуждёнными за терроризм и экстремизм в исправительных колониях Актобе, объездил Темирский и Мугалжарский районы — Наша задача – рассмотреть вопрос с разных точек зрения. Не только с религиозной, но и социально-экономической. У молодежи сейчас либо нет идеалов, либо они деформированы. Мы идеалами считали своих отца, мать. Сейчас наблюдается кризис ценностей. Нет людей, которые могли бы стать ориентиром, примером для подражания молодежи. Если мы в свое время мечтали стать космонавтами, лично я – пограничником, то сейчас у подростков другие интересы, – говорит эксперт.
Еженедельник «Центральная Азия монитор» задается вопросом – «Почему угроза экстремизма исходит из западных регионов страны?» — Высокий уровень социальных конфликтов и террористической угрозы в западных регионах республики и эксперты, и чиновники традиционно списывают на экономическую составляющую, на низкий уровень жизни населения и его недостаточную грамотность. Но так ли это на самом деле – большой и жирный вопрос. Конечно, социальная неустроенность – довольно серьезный дестабилизирующий фактор, но вряд ли основополагающий. Неуправляемой толпой народ становится без вожака, которого уважает, а главное — которому доверяет. И именно с этим на западе страны всегда были проблемы.
Не считая Имангали ТАСМАГАМБЕТОВА, возглавлявшего Атыраускую область на рубеже веков, все остальные акимы, даже из числа тех, чей политический вес производил впечатление в астанинских коридорах власти, на поверку оказывались банальными «хлюпиками», которые запомнились разве что «оргиями» регионального масштаба да бюджетными скандалами.
Политолог Данияр АШИМБАЕВ в интервью «Эксперт-Казахстан» «Все дороги ведут в центр» говорит, что столица забрала у регионов реальные полномочия и финансы, взамен может получить экономический сепаратизм. Он видит риск того, что в регионах элиты могут начать поддерживать неформальные структуры, чтобы надавить на Астану. Увеличение веса маслихатов, эффективные каналы обратной связи, налоговые реформы в пользу регионов — часть срочных мер, способных не допустить развития ситуации по негативному варианту. Региональные элиты раздавлены как явление. Их возможности локальны: они не могут провести своих людей в мажилис, влиять на распределение республиканского бюджета.
В материале «Соль региональной земли» говорится, что модель отношений между центром и регионами, сложившаяся в годы изобилия, исчерпала себя.
Опрос экспертов показал, что региональные элиты — разобщенные группы, раздираемые противоречиями. Столица контролирует элиты и кнутом, и пряником. Регионы же в отсутствии формальных каналов обратной связи для решения своих проблем применяют шантаж центра. Идеология у региональных элит либо отсутствует, либо откровенно архаизируется.
В своих политических устремлениях региональные кланы думают о защите капитала. Соответственно политические задачи направлены на сохранение «статус-кво» и недопущение конкурентов.
С юга Казахстана пришла такая новость – «Шымкент превратился в центр салафитов» — Достай КЕНЖЕТАЙ, ученый-теолог говорит, что центром салафитов является не Атырау, Актобе или Жезказган, а Шымкент. Он не отрицает, что это течение набирает популярность в народе. Об этом ученый рассказал в эксклюзивном интервью.
***
© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.