Здравствуй, школа, первый «Я»!

С началом нового учебного года социальные сети наполнились негодованием. Система образования явно не поспевает за демографическим процессом. Школ в стране недостаточно для того, чтобы организовать эффективное и качественное обучение. Государственная программа «100 школ» оказалась очередной профанацией. Впрочем, и как «100 больниц»…

Либо наши перваши – либо китайские

«Знакомый пожаловался на жизнь: завтра у него сын идет в первый класс. 1 "З". Зээ. Школа казахская, то есть, в ней будет 10 (десять) первых классов. В их классе 45 (сорок пять) школьников. Сорок пять семилеток. Если бы уроки были полные, у учителя было бы по минуте на ученика. Первое время уроки будут сокращенные. То есть, меньше минуты на школьника. (…) Я ему верю — у меня самого сын идет в 1 "Ж". Здравствуй, Жкола, новый учебный год», — написал в Facebook журналист Юрий Дорохов.

Будь воля Министерства образования, думаю, оно бы сразу снесло этот пост: слишком много критических отзывов, слишком много негатива, сарказма: «В прошлом году одна из школ Астаны набрала 18 первых классов!», «У нас с первого класса по 45 учеников в классе))! И все молчат! И дальше будем молчать!», «Астана. 35 школа. 11 первых классов. У одного нет учителя. Преподавателей не хватает. В прошлом было всего 8 классов. По 34 ребенка. В этом году 39 детей в классе. Ну кто ж виноват, что в 2008/2009/2010 так разрасталась наша страна…», «мы еще и возить будем черти куда — в школку рядом нас не взяли», «100 школ? Переименовали программу давно, теперь она называется 100 первых классов по 100 человек на одного учителя», «Бэби-бум – еще бы школа-бум добавить к этому!», «Радоваться надо, товарищи. Сейчас либо наши перваши, либо китайские…».

Ничего не поменялось за последние …дцать лет. В далеком 1997 году мой сын пошел в первый «Л» класс. Родители были в шоке: не хватало классных комнат, учителей – только за первый год у нас сменилось 3 первых учительницы. О каком учебном процессе может идти речь, когда в классе 36 учеников? Все летело кувырком…

История повторяется. И это несмотря на то, что в 2007-м была объявлена амбициозная программа строительства 100 школ.

Школы в Казахстане переполнены

Сто плюс, 447 минус

Не буду вдаваться в подробности государственной программы «100 школ, 100 больниц». Их решили строить в «жирные» годы, когда обратить внимание на социалку позволяли цены на нефть. К 2011 году эту задачу необходимо было выполнить. Официального отчета, как, впрочем, и по другим госпрограммам, не последовало.

Но люди из регионов периодически жаловались, что столь необходимая школа не построена, что вместо больниц строятся амбулатории, причем, в статистике они значатся как больницы. Очередная профанация.

Впрочем, секрета нет. Если проанализировать всегда лукавую статистику, можно увидеть, что количество школ и больниц за эти годы сократилось существенно. Здесь даже приписывать ничего не стали.

Так, в 2007 году в стране было 7 958 школ. На момент окончания грандиозной программы строительства, в 2011 году, уже 7 706 школ. В 2015 году – 7 562 школы. Минус 396 школ. В новом учебном году их еще меньше – всего 7 511. Чиновники из правительства могут сказать: «Мы построили 100 школ в перспективных регионах, а «естественная убыль» количества средних учебных заведений сложилась за счет закрытия малокомплектных школ». Ведь при принятии госпрограммы «100 школ» никто не давал обязательств сохранять малокомплектные школы, где очень мало учеников и совсем нет учителей. Но разве государство не должно одинаково заботиться о всех детях, которые, даже в меньшинстве, имеют такое же конституционное право, как и абсолютное большинство, на образование? Разве система образования не обязана обеспечить равный доступ детей к образованию, а, если требуется, выполнить социальный заказ на многопрофильных педагогов, которые могут и в малокомплектных школах давать знания по разным предметам? Разве чиновники не обязаны изучать потребность в образовании и строить модели развития в особо востребованных регионах с тем, чтобы не допускать наполнения классов до 40 и более учеников и обучения в три-четыре смены?

Статистика показывает, что только в пяти регионах за последние 10 лет (данные на 2015 год) выросло количество школ: в Астане – с 77 до 99, Алматы – с 239 до 267, в Кзылординской и Южно-Казахстанской области (плюс по 22 школы), на 3 общеобразовательных школы стало больше в Алматинской области. В то же время в других регионах школы закрывались массово: в Северо-Казахстанской области закрыта 121 школа, в Восточно-Казахстанской – 106, в Костанайской – 86, в Акмолинской – 85, в Западно-Казахстанской – 51, в Актюбинской – 45, по 35 школ – в Павлодарской и Карагандинской областях.

Самое интересное то, что количество учащихся при этом хоть и росло, но незначительно: в 2007 году в школах страны обучалось 2 627 400 учеников, в 2015-м – 2 685 100. Правда, в новом учебном году количество школьников возросло до 2 799 600 человек. Увеличение учащихся на 114,5 тыс. человек (!) – Минобр демографический взрыв просто проспал. Школы переполнены, ставить парты негде, классов не хватает, ученики и родители в шоке.

Вместо послесловия

Любопытна и другая социальная статистика. За 10 лет количество детских садов увеличилось почти в 6 раз (правда, с 2010 года считают и мини-центры), и теперь в 3 раза больше детей посещают дошкольные учреждения, чем в 2007 году. Количество колледжей возросло почти в 2 раза, при этом студентов стало даже меньше. Количество вузов сократилось на 40 единиц (было 167 – стало 127), а количество грызущих гранит науки — почти на 60%. То есть, строго говоря, в Казахстане активно развиваются образовательные учреждения, которые можно легко коммерциализировать.

Ну и раз мы уже коснулись еще одной страницы соцсферы – больниц, то посмотрим, где наша новая сотня. Если она и построена, то она как-то затерялась в трущобах оптимизации. В 2007 году в Казахстане было 1055 больниц с емкостью 119,9 тыс. койко-мест. В 2015-м – лишь 940 больниц и 103,7 тыс. койкомест. И народ не стал от этого здоровее и счастливее…

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.