Насколько я знаю, Сейтказы Матаев был одержим мечтой создать аналог «Аль-Джазира» в Казахстане. Очень красивая идея, особенно, когда мы смотрим на мир глазами российских медиа со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но, как все красивые идеи, она стоила многих денег, компромиссов и «мелких злодейств». Если бы мы были нормальной амбициозной страной, государство беззастенчиво и открыто профинансировало бы такой проект. Более того, такой проект коммерчески привлекателен. Но все это только в том случае, если бы наш Закон о госзакупках был бы концептуально не ориентирован на то, что его просто невозможно не нарушить. Впрочем, так же, как наша налоговая система, которая заведомо ориентирована на то, чтобы не платить налоги.
Хотите знать, что думают люди, когда Матаева обвиняют в «хищениях», которые потом плавно перешли в «злоупотребления»? Они думают: «А чего он сделал такого, чего не делают все получатели госинформзаказа?» Сейтказы работал с госзакупками так, как работают с ними все: низкая цена, плохое качество и правильно оформленный отчет. Вот уже десятки лет сотни миллиардов тенге генерируют ущербный, непрофессиональный контент. Несчастны все. Государство, которое не получает за свои деньги лояльность общества. СМИ, которые вынуждены халтурить, иначе им не заплатят. Налогоплательщики, которые потеряли канал влияния на власть.
Несколько лет назад была предпринята попытка переориентировать госзаказ на проектное финансирование. Очень продуктивная идея, которая, пожалуй, именно поэтому и была «забанена». Во всем цивилизованном мире государство не финансирует контент. Финансируются проекты и/или технологическая поддержка: частоты, оборудование и прочее.
В наших условиях госзаказ и госинформ в частности превратился в инструмент давления, отложенной угрозы, чтобы любого из нас «можно было за руку отвести в тюрьму».
Проблему эффективной государственной пропаганды можно решить одним щелчком: отдать госзаказ в конкурентную среду с понятными критериями оценки эффективности.
Матаев думал, что он может построить коммунизм в отдельно взятой стране. А с остальными можно договориться. И он договаривался. А надо было менять систему и никто, кроме Сейтказы, не сможет с ней справиться. И, как ни грустно, возможно, процесс Матаева может запустить обратную волну: медиа-рынок осознает, что спасение утопающих дело рук самих утопающих.
***
© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.