«Джихад – «убей неверного в себе», но наши оппоненты убирают «в себе», – подчеркнул Какимжан Бишманов, президент ОФ «Центр по изучению проблем терроризма и экстремизма в Республике Казахстан». – Если террорист будет знать, что после убийств попадет в ад, разве он пойдет убивать?».
«Многие даже респектабельные эксперты склонны в терроризме винить саму природу ислама», – обратил внимание Али Бектаев, председатель Народно-демократической патриотической партии «Ауыл», сенатор. Вместе с тем он отметил, что развитой парламентаризм не отменяет террористических организаций, о чем свидетельствуют Ирландская республиканская армия в Великобритании и баскские террористы в Испании. Прозвучало это в ходе работы круглого стола «Противостояние религиозному экстремизму и терроризму: проблемы и пути решения», который проводился совместно НДПП «Ауыл» и Евразийской юридической академией им. Д. А. Кунаева.
В рядах ИГИЛ (ДАИШ) более 5000 мусульман из числа этнических англичан, немцев, норвежцев и представителей других европейских народов. Али Бектаев называет данное явление «интернационализация исламского террора».
«Противоправная деятельность террористических и экстремистских организаций – угроза для политической системы Казахстана», – отметил Аджимурат Исаев, доктор юридических наук. Он выступил с докладом «Экстремизм и терроризм в этно-конфессиональной среде». Г-н Исаев акцентировал внимание на таких моментах, как «крайние взгляды и крайние методы их реализации», «теоретическое обоснование насилия как метода достижения поставленных целей», «растущая криминализация общества», «политизация уголовной среды».
«Религиозный фактор оказывает влияние на межнациональные отношения, – указал докладчик. – Национальная идея может стать разрушительной силой». Одна и та же религия из-за комплекса факторов может стать как миролюбивым, так и конфликтным элементом в каждом конкретном случае. Одним из путей оздоровления ситуации в Казахстане Аджимурат Исаев видит просветительскую работу среди населения по объяснению людям сути веры и религии.
«Во всех религиях присутствует терроризм», – заявил в ходе своего выступления Марат Сагындыков, кандидат исторических наук. Он сообщил, что первая террористическая организация (секта) возникла в Иудее в I веке. И совершенно неслучайно, ведь Иудея была «самая угнетаемая окраина Римской империи».
Доктор юридических наук Еркин Дуйсенов сфокусировался на отсутствии в Казахстане единой и полноценной государственной идеологии. «Идеология должна нацеливать на правомерность поведения. Правовой нигилизм достиг в обществе критической планки», – подчеркнул г-н Дуйсенов. На его взгляд, в сфере законодательства недостаточно уделено внимания вопросу сепаратизма, «который является питательной почвой для терроризма». «Необходимо создать такой правовой механизм противодействия этим идеям, чтобы они не были реализованы никогда», – призвал Еркин Дуйсенов.
«Юридически у нас экстремизма нет, потому что отсутствует его определение, – заявил Руслан Абдырашев, д.ю.н. – Нужно четкое нормативное определение понятия «экстремизм». «Экстремизм шире терроризма – это идеология, а терроризм ее результат. Экстремизм подвергается мутациям, в том числе подстраивается под криминальную среду», – отметил г-н Абдырашев. «Аль-Ваххаб лично вспарывал животы беременным женщинам в Мекке и Медине», – сообщил он контексте того, как основатель салафизма прошел эволюцию от своих взглядов в молодости до конкретных действий в зрелые годы. Руслан Абдырашев предложил: «Принять закон о запрете нацисткой символики».
«Терроризм – это криминальное явление, экстремизм – это идеологическое явление, – провел разграничительную линию Какимжан Бишманов. – С экстремистом можно сесть за стол и договориться, с террористом – нет, потому что он убийца».
Сагади Булекбаев, д.ф.н., предложил «отбросить мишурную светскость» и преодолевать религиозное невежество населения через реальное религиозное просвещение. «Официальный муфтият не совсем правильно относится к суфизму. Суфизм необходимо поддерживать как конкуренцию ваххабитам», – считает он. «В ментальной сфере одними силовыми методами победить невозможно. Арсенал экстремистов гораздо шире – от зомбирования до нейролингвистического программирования с целью снятия нравственных запретов», – обрисовал ситуацию г-н Булекбаев.
«Все, кто уезжает в Сирию, называют себя «салифитами» и никем другим», – акцентировал Курмет Смагулов, магистр исламоведения. Он напомнил участникам мероприятия, что еще 3 года назад предлагал ввести запрет салафизма. «Лучше поздно, чем никогда. Еще не поздно», – подчеркнул г-н Смагулов.
Курмет Смагулов указал на такое явление, как обращение мусульман Казахстана к фетвам из-за рубежа. «Ислам один – Коран, Сунна – но ответы разные», – отметил он. В качестве примера важности контекста выступающий привел обращение пожилого мужчины – можно ли ему поцеловать жену во время поста? – к пророку Мухаммеду. «Тебе можно», – ответил Мухаммед. «А мне?» – задал вопрос молодой мужчина. «Тебе нельзя», – получил тот ответ. Как для ограничения табакокурения недостаточно одних предупреждений Минздрава (запрещают продажу несовершеннолетним, наклеивают жуткие картинки на пачки сигарет, вводят запрет на курение в общественных местах), «так и с салафитами нужны дополнительные меры».
«Идеологии может противостоять только идеология, – указал Нурмухамбет Иминов, наиб имам Центральной мечети г. Алматы. – Однако ей должны сопутствовать силовые факторы». «Если мы поднимем лозунг «официальная религия – тенгрианство», то мы сами дадим им повод расправиться с нами как с кафирами», – заметил г-н Иминов.
«Косово, Ирак, Ливия, Сирия, ИГИЛ – это глобальные проекты государственного масштаба, которые не под силу даже большим группам энтузиастов, – обратил внимание Александр Суворов, протоиерей Вознесенского кафедрального собора г. Алматы. – Экстремизм и терроризм избраны инструментами глобального переустройства и передела мира».
«За последние 10 лет число гражданских войн утроилось», – привел данные ООН Марат Биекенов, д.ф.н. Если в стране гражданская война, значит государственное руководство не справляется со своими функциями.
В ходе мероприятия был подписан меморандум о сотрудничестве между НДПП «Ауыл» и Евразийской юридической академией. Толеген Сыдыхов, заместитель председателя партии «Ауыл», вкратце объяснил смысл сотрудничества. Академия предоставит студентам из сельской местности льготы по оплате обучения и обеспечит их общежитиями, а партийцы помогут в правовом, политическом и воспитательном плане.
Еще состоялось «Обращение» участников круглого стола. В нем, среди прочего, предлагается отменить мораторий на смертную казнь (действует с 2004 года), в отношении лиц, совершивших террористические преступления и законодательно усилить контроль над оборотом оружия и порядком его хранения.
***
© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.