Кто так строит?

Что такое качество жилья, какова должна быть гарантия у новостроек и сколько квартиры могут стоить на самом деле? Обо всем этом расскажет представитель сербского строительного бизнеса вице-президент казахстанско-сербского бюро по сотрудничеству Владимир Милованович

Что такое качество жильяНа фасаде дома 16 века в Кракове есть такая надпись: «Этот дом простоит пока муравей не выпьет всю воду из океана, а черепаха не обойдет планету». Каждый раз, глядя на казахстанские новостройки, пытаюсь представить, выдержат ли они такую польскую установку.

Про участившиеся случаи падения многоэтажек лучше промолчу. Мне «посчастливилось» пожить в элитной Алматинской высотке. В первый же год у меня прорвало трубу, вентиль не выдержал напора, за полтора часа нашего отсутствия вода протекла с седьмого по первый этаж и залила все электрощиты, потом такое же случалось с соседями. Можно только представить, какие в новостройке были щели, что вода потоком лилась между квартирами и пролетами подъезда.

От ветров и дождей также быстро слетели облицовочные плитки и жестяные навесы, разбились стекла. А уже через три года после сдачи дома, в наших платежных квитанциях вдруг появилась графа «капитальный ремонт». Жильцы вполне резонно начали возмущаться, почему новому дому, сравнительно не дешевому, так быстро понадобился основательный ремонт, но платить все равно пришлось. По законодательству новостройкой считается годовалый дом, так что собирать на капитальный ремонт по сути можно уже через полтора года. Недавно я побывала в Сербии и поразилась, как строят там, здания выдержали даже НАТОвскую бомбежку, разрушились с внешней стороны, но каркас остался, отчего многие дома восстановили. Местные строители возводят объекты на воде, в непролазных горах и пустынях, тут даже шутят, что сербские дети рождаются со строительным инструментом, настолько эта отрасль там популярна. Самой крупной компании, к примеру, уже 76 лет и она пережила санкции и войну.

— Так какую же гарантию дому должны давать строители новостроек?

— Все зависит от контракта и законодательства стран, в которых идет строительство, — рассказал генеральный директор холдинга «Энергопроект» Владимир Милованович, — Приведу такой пример, недавно к нам приехал заказчик из Африки, 30 лет назад наша компания строила у них в Гвинее дома. Оказалось, что за это время, здания, которые, к примеру, строили французские компании, разрушились, и только наши стоят, они нуждаются, конечно, в лёгком ремонте, но не разрушились. Вот так, наверное, должна выглядеть гарантия. Но мы всегда даем себе установку на то, чтобы наши здания стояли минимум сто лет.

Владимир Милованович

— Что бы вы могли сказать о качестве новостроек в Казахстане, ведь вам они знакомы, вы строили у нас 16 лет, возводили банки, магазины, гостиницы, станции метро, дороги?

— Я был в квартирах казахстанцев и наших сотрудников и видел, что улучшения уже появились, но много еще недоработок. Люди платят за такие квартиры хорошие деньги, и значит фасады и подъезды не должны рушиться там точно.

— А стоимость нашего жилья не кажется вам завышенной?

— Цена на жилье прежде всего должна быть рыночной, надо рассчитывать так, чтобы попасть в курс покупателей, квартиры должны продаваться. Думаю, что средняя цена жилья в ваших новостройках 500 долларов за квадрат. При цене в полторы тысячи за квадрат не может быть никаких недоработок.

— Как Вы оказались в Казахстане?

— В Казахстан мы попали совершенно случайно, ваш президент в 1999 году был с официальным визитом в Ташкенте. Тогда его восхитило здание местного парламента, а строила его наша компания. Он поинтересовался, кто это построил, мы познакомились и он позвал нас работать в Казахстан. В итоге за это время мы построили нефтяные объекты в Павлодаре, Актау, Атырау, торговые центры, банки, гостиницы, станции метро, но все равно это не такой объём, чтобы о нас все знали в вашей стране.

— Вас устраивают условия работы в Казахстане, приходилось ли участвовать в наших тендерах?

— Мы не участвовали в таких тендерах, работаем только в частных проектах. У вас, как и везде в мире проблема с ценой. Допустим мы предлагаем 2 млн и это адекватная цена, мы не завышаем стоимость, потому что в основном работаем с развивающимися странами, но находится тот, кто предлагает выполнить работу за 400 тысяч. Однако потом за такие деньги заказчик не получает то, что ему хотелось.

— Вы строили в Казахстане немного и дороги, у нас, действительно, какой-то особенный климат, что асфальт очень быстро приходит в негодность?

— Сейчас есть технологические решения, чтобы строить надежные дороги в вашем климатическом диапазоне. Но, конечно, расходы на обслуживание таких дорог больше, выше чем в других более благополучных регионах.

— Как вы считаете, что будет с ценами на недвижимость в мире и у нас, они будут расти или падать?

— Сейчас непростые времена, кризис, который больше чувствуют развивающиеся страны. Мне тяжело что-то прогнозировать. В последние десятилетия все развивалось слишком стремительно, порой скорость была важнее качества. Но это скоро закончится, и приоритеты поменяются в сторону качества, а не спроса. Есть фактор Китая, конечно, который скупает много бизнеса, заводов по всему мире, но такова действительность и ее надо принять. Главное, чтобы не было войны, крупной войны. Я думаю, что произойдет какое-то перераспределение влияний на рынке, серьезные суммы денег, которые не используют в развитых странах, придется направить в инвестиции развивающихся стран, в том числе и в Казахстан. У вас есть потенциал, природные ресурсы ваши по-прежнему привлекательны. Вижу, что в Казахстане много вкладывают средств с инфраструктуру, строят больницы, школы, жилые дома. Я очень ценю, что именно меня назначили вице-президентом организации по сотрудничеству Казахстана и Сербии.

Ну а я все-таки поменяла квартиру в элитной новостройке, на вторичное жилье, оно как-то пока надежнее.

Что такое качество жилья

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.