Газета South China Morning Post опубликовала статью Ши Цзянтао и Лю Чжэня под названием «The weakest links: Bishkek attack exposes security risks for Chinese projects in Central Asia» — «Слабейшие звенья: Нападение в Бишкеке выявляет риски для китайских проектов в Центральной Азии в плане безопасности».
В ней говорится так: «Считающееся терактом нападение на китайское посольство в столице Кыргызстана Бишкеке еще раз выявило слабые звенья в системе безопасности Центральной Азии, региона, которому придается ключевое значение в энергетической и зарубежной инвестиционной программе Пекина.
При виде самоубийственной бомбовой акции, свидетельствующей о возрождении террористических угроз в регионе, аналитики призывают Пекин тщательно изучать проблемы обеспечения безопасности при развертывании своего честолюбивого проекта под названием «Один Пояс, Один Путь».
По их словам, знаменательным представляется время совершения этой террористической атаки, имевшей место всего за несколько дней до саммита G20, назначенного на 3-4 сентября, и 15-й годовщины терактов, предпринятых 11 сентября 2001 года в Соединенных Штатах.
Александр Габуев, эксперт по безопасности в Московском Центре Карнеги, заявил, что указанный случай говорит о том, что террористические угрозы в Центральной Азии нарастают, и Китай становится мишенью.
«Это недавнее событие создает важный прецедент. Китай не может быть уверенным в защищенности своих граждан или объектов в регионе, и ему необходимо в более широком плане заниматься вопросом обеспечения их безопасности», — отметил он.
Ли Лифан, научный сотрудник Шанхайской академии общественных наук, также сказал, что китайский персонал и поддерживаемые китайской стороной проекты в регионе столкнутся с возросшими рисками в плане безопасности.
«Эта атака почти наверняка повлечет за собой серьезные последствия в плане безопасности для многих китайских проектов в Кыргызстане и других центрально-азиатских странах в ту пору, когда они становятся новыми связующими звеньями проекта «Один Пояс, Один Путь», — заявил он.
Китай построил три трубопровода, транспортирующие природный газ из Туркменистана в Синьцзян по территории различных центрально-азиатских стран. Четвертый трубопровод, проходящий через Кыргызстан, сейчас еще только прокладывается.
Кыргызстан, который граничит с Синьцзяном, так же, как и другие страны Центральной Азии, имеет многочисленную уйгурскую общину и является рассадником исламского фундаментализма и других террористических сил.
Ли Вэй, эксперт по борьбе с терроризмом из Китайского института современных международных отношений, указал на то, что условия в плане безопасности имеют тенденцию к ухудшению вследствие установления связей между местными фундаменталистскими движениями и находящимися в изгнании уйгурскими мусульманскими экстремистскими группировками.
Хотя Китай совместно с Россией и центрально-азиатскими странами активизирует усилия по обеспечению безопасности и борьбе с терроризмом в рамках регионального альянса безопасности, Шанхайской организации сотрудничества, «такие исламские экстремистские силы, как ИГИЛ, на протяжении ряда лет наращивают инфильтрацию в регион, создавая новые вызовы и угрозы стабильности и усугубляя ситуацию с безопасностью в регионе», — сказал Ли.
Как Китай, так и Кыргызстан осудили совершенное во вторник нападение как акт терроризма.
Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев поручил провести тщательное расследование в отношении бомбовой акции, пообещав принять «все необходимые меры для защиты китайской миссии».
В ходе состоявшегося во вторник вечером телефонного разговора со своим кыргызским коллегой министр иностранных дел Ван И попросил Кыргызстан, судя по заявлению на сайте МИД КНР, «как можно скорее установить правду, по всей строгости наказать виновных и принять все меры по недопущению повторения подобного инцидента».
Хотя ни одна группировка не взяла на себя ответственности за эту акцию, оба вышеназванных китайских эксперта, по их словам, придерживаются мнения, что за ней стоит Исламская партия Туркестана, уйгурская сепаратистская группировка, ранее называвшаяся Исламским движением Восточного Туркестана.
Профессор Барри Саутмэн из Гонконгского университета науки и техники согласился с такой версией. По его словам, пока еще неясно, окажется ли этот теракт предвестником дальнейших террористических атак
По словам же Александра Габуева, с учетом того, что в американских планах по борьбе с терроризмом Центральной Азии не отводится сколько-нибудь значительной роли, Китай должен усилить сотрудничество с Россией и наращивать помощь вооруженным силам Таджикистана, Туркменистана и Кыргызстана, а также принять меры по защите своих собственных инфраструктурных проектов и персонала.
«Необходимо отметить то, что изменения, привносимые Китаем, служат укреплению безопасности в регионе, но они рассчитаны на долгосрочную перспективу, и их результаты не так быстро бросаются в глаза», — сказал он».
***
© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.