«Мы зафиксировали много вопиющих, доходящих до полного цинизма нарушений закона и прав Сейтказы Матаева. Этот приговор, помимо всего прочего, прямая угроза всему обществу»

Сетевые СМИ о деле Сейтказы и Асета Матаевых

3 октября судья Акбулат КУРМАНТАЕВ огласил приговор председателю правления Союза журналистов Казахстана, президенту Национального пресс-клуба Сейтказы МАТАЕВУ: 6 лет лишения свободы с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать руководящие должности, связанные с организационно-распределительными и материально ответственными функциями в государственных, коммерческих организациях, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Генеральный директор информационного агентства КазТАГ Асет МАТАЕВ осужден на 5 лет лишения свободы с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать руководящие должности, связанные с организационно и материально ответственными функциями в государственных, коммерческих организациях, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Как проходил процесс можно посмотреть и ознакомиться здесь – «Сейтказы и Асет Матаевы приговорены к тюремным срокам» и «Сейтказы Матаев: Не надо нас жалеть», а также «Дело Матаевых. Как это было».

Издание «Власть» — ««Ничего, кроме шока». Журналисты и правозащитники о приговоре Матаевым» — Дмитрий ШИШКИН, журналист — Кроме шока этот приговор больше ничего не вызывает. Что будет дальше, я не особо представляю. За что его в итоге осудили – никакого понимания нет. Я не юрист, но я множество лет работаю в журналистике и мне неоднократно приходилось судиться самому, поэтому общее представление о законах и о том, как они должны работать, у меня есть. Я считаю, что это большой удар по журналистике, который чреват большими последствиями для имиджа Казахстана.

Матаевы

Евгений ЖОВТИС, глава Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности — Пока я огорчен и ужасно расстроен. Это жесткий приговор, и как человек тоже сидевший, к несчастью, это не лучшее испытание для любого человека. Осталось очень много вопросов по отношению к приговору, во всяком случае, у меня. Те доказательства, которые были представлены, меня в достаточной степени не убедили. Более того, у меня возникли серьезные сомнения в самом приговоре просто по факту того, что из всех, кто был в этом замешан, все государственные чиновники ушли полностью от ответственности.

Диана ОКРЕМОВА, глава Правового медиа-центра — Мне кажется, что это чрезмерное и абсолютно неадекватное наказание. От таких случаев страдает не только журналистика – у людей теряется вера в наше правосудие. На мой взгляд, его сделали козлом отпущения, потому что в этом деле должны участвовать и чиновники, которые занимались распределением госзаказа, которые подписывали какие-то определенные документы.

Гульжан ЕРГАЛИЕВА, общественный деятель – «Вынесенный Матаевым приговор является унижением общества и права в Казахстане» — Этот приговор был настолько очевидно абсурдным, несправедливым, нелогичным. Процесс, как мы уже поняли, был абсолютно заказным.

Тамара КАЛЕЕВА, Президент Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» — «Приговор Сейтказы и Асету Матаевым – надругательство над законом и здравым смыслом» — Мы зафиксировали много вопиющих, доходящих до полного цинизма нарушений закона и прав Сейтказы Матаева. Этот приговор, помимо всего прочего, прямая угроза всему обществу: не сдадитесь вовремя, будете упорствовать в своей невиновности, как Матаев – расправимся так же, как с ним.

Издание Deutsche Welle («Немецкая волна») передает – «Суровый приговор казахстанскому журналисту Матаеву» — Оппозиционный политик Амиржан КОСАНОВ полагает, что общество может сделать для себя два вывода из этого «показательного процесса». Первый состоит в том, что журналистские структуры и бизнес-структуры СМИ являются лакомым куском для влиятельных лиц во власти, и препятствием для них не являются даже лояльность к действующему президенту и общественная значимость их руководителя. «Но столь суровый приговор говорит о том, что в недрах кланов и группировок во власти идут сложные и опасные процессы. И это второй вывод», — сказал DW Косанов, выйдя из здания суда после оглашения приговора.

Обвинения в адрес Сейтказы МАТАЕВА выглядят как политическая расправа, которая направлена на дискредитацию председателя СЖК и основателя национального пресс-клуба, утверждает глава Ассоциации "Права человека в Центральной Азии" (AHRCA) Надежда АТАЕВА. "Мы сегодня можем четко говорить, что как следствие, так и судебный процесс прошли с грубыми нарушениями процессуальных норм", — продолжает она.

Правозащитник Евгений ЖОВТИС высказывает некоторые мысли вслух после оглашения приговора Сейтказы Матаеву и его сыну (сайт «Ратель») – «Обвинительное правосудие» — Ещё один важный принцип справедливого правосудия – равенство всех перед законом. Когда все государственные чиновники, вовлеченные в это дело, по мановению волшебной палочки превращаются в свидетелей, у меня возникают серьёзные сомнения в объективности следствия и судебного разбирательства.

Жандарбек СУЛЕЙМЕНОВ (сайт «Диалог») — «По ком звонит колокол Сейтказы и Асета Матаевых?» — Сейтказы и Асет Матаевы получили наказание за строптивость и нежелание расставаться со своими активами, общество – судебную лапшу быстрого приготовления и ужасного качества. Власть – подрыв имиджа (если подобное слово здесь вообще уместно). Потребность в коммуникации для власти остается, но кто будет эту функцию осуществлять непонятно. Нужно иметь хоть отдаленно идентичный мозг, чтобы взаимодействовать с тем, кто гоняется за бабочками с кувалдой.

Сайт «Власть» — «Приговор журналистике» — Обвинению не удалось сделать процесс показательным с точки зрения как справедливости, так и набора доказательств, представленных в суде, но удалось сделать его показательным с точки зрения влияния на журналистику в стране. Сейтказы и Асет Матаевы – не первые журналисты, которые отправляются за решетку, но масштаб фигуры главы Союза журналистов Казахстана убеждает – авторитетов больше нет. В случае необходимости государство найдет инструменты и способы, чтобы лишить журналиста свободы, а СМИ — возможности работать.

Политолог Талгат КАЛИЕВ (ресурс «Матрица») – «Приговор Матаеву. Бессмысленно искать заинтересованных лиц» — Обвинительный приговор председателю Союза журналистов и его сыну стал очередным шагом к внутриполитическому кризису. Бессмысленно искать в этом заинтересованных лиц. Вопрос не в ястребах и голубях. Реальность такова, что Сейтказы Матаев был частью системы, причем, достаточно значимой, отвечавшей за модерацию информационного поля. А система — это не нечто неодушевленное, она совокупность людей. И исключение из нее даже самых незначительных персон, а тем более, ключевых фигур, приводит к ее дестабилизации.

Дастан КАДЫРЖАНОВ – «По делу Матаева» — Сегодня удар наносится президентской власти как таковой, потому что под её сенью происходит вульгарное сведение счетов, а те, кто его осуществляют — им реально наплевать на политическую ответственность такого политического института, как президент. Вы меня можете сколько угодно упрекать в конформизме, но сейчас именно так и происходит. И я задаю себе логичный вопрос — неужели у главы государства реально нет защитников его интересов не как частной персоны, а как государственного института, на который реально грузится ответственность за какие-то разборки? Где единомышленники? Где семья? Где вы, радетели образа лидера нации? Ведь сейчас разрушается не институт ваших противников, а наоборот — многолетних лояльных друзей? С кем вы останетесь, когда на искренних сторонников возникнет реальный спрос? Есть ли они у вас еще, по большому человеческому счёту?

Михаил РОСТОВСКИЙ («Московский Комсомолец» — «За что бывшего пресс-секретаря президента Назарбаева посадили на шесть лет» — Сохранивший доброе отношение к Матаеву президент Назарбаев выдвинул его гонителям ультиматум: либо вы доказываете, что выдвинутые в его адрес обвинения не являются голословными, либо вы сами будете наказаны по всей строгости. Обвинительный приговор Сейтказы Матаеву превратился для большой группы казахстанских чиновников в вопрос личного выживания. Именно эта версия произошедшего с Сейтказы Матаевым считается в политических кругах Казахстана наиболее вероятной. Решение суда — есть решение суда. Его следует уважать, даже если ты с ним не согласен. Но у меня ощущение, что в деле Сейтказы Матаева еще рано ставить точку.

Вячеслав ПОЛОВИНКО («Новая газета») – «Бес суда и следствия» — Дело Матаева, конечно, означает и другие сигналы. Для обычных журналистов «посадка» главного посредника между журналистским обществом и властью свидетельствует о том, что власти больше не нужна даже хотя бы иллюзия объективности и демократии (не говоря уже о свободе слова). Для бизнесменов заключение Матаева сигнализирует о том, что любой бизнес может быть через суд «отжат» всего за несколько месяцев вопреки не только доказательствам честности, но и здравому смыслу. Сигнал есть даже для тех, кто привык работать с государством в рамках госзаказа: теперь это больше не символ «неприкасаемости». «Коммерсантовское» «Пришли за…» начинается и в Казахстане. Становится понятно, что это не дикость, а просто «новая казахстанская реальность», которую власть так активно рекламировала последние два года.

Марат АСИПОВ («сайт Ратель») – «Кто удивится, если посадят Шукеева» — Экономист Ораз ЖАНДОСОВ как-то сказал, что половина членов правительства – миллиардеры.

А я полагаю, что они не только миллиардеры, но и потенциальные уголовники. Кто не верит, может вернуться к первой главке и снова перечитать должности и фамилии. Запасайтесь попкорном. Арестов будет больше, сажать будут чаще, должности осужденных будут все выше и выше.

Удивит ли кого-нибудь уголовное дело против Умирзака ШУКЕЕВА, нынешнего главы фонда «Самрук-Казына»? Если врагом народа завтра объявят Бакытжана САГИНТАЕВА, нынешнего премьер-министра, даже гадать не нужно будет, кто его заказал – в списке заказчиков может быть не больше десятка фамилий. Называй любую – не ошибешься. И уж точно ни один мастер культуры или писатель не выйдет с плакатом «Руки прочь от Тасмагамбетова!», когда борцы с коррупцией постучат в дверь вице-премьера.

Все это, конечно, очень весело. В фильме Данелия планета Плюк была безжизненной пустыней. Такое будущее ждет любую страну, в которой элита готова рисковать своей свободой ради денег. А Матаева жалко.

Гульнара БАЖКЕНОВА (Радио Азаттык. Блогистан) – «Лучшая защита — это недоверие» — Дело Матаева тем резонанснее, что вобрало в себя все метки времени: тут тебе и журналистика с ее проблемами, и государственные заказы, и коррупция, и связи в высших политических кругах. А потом еще и заключительная речь обвиняемого, как жирная точка, — страстная, непривычно прямая для наших нравов, без намеков на «некое лицо», а с прямым указанием заказчика своего преследования. Мужественное поведение Матаева вызывает уважение: например, он не стал, как Серик Ахметов или Ерлан Арын, говорить о своей любви к президенту, надеясь на снисхождение. Правда, и по сути дела, по тем миллионам, что ему вменяли в вину, не сказал ничего более внятного, чем «это неправда, они все врут». Но имеет ли суть дела хоть какое-то значение для журналистов, правозащитников, оппозиционеров, простых читателей и телезрителей — для всех тех, кто зовется обществом и встал на защиту обвиняемого? А если не имеет значения, то не стали ли мы с властью неотделимым, уродливым отражением друг друга, как несчастные сиамские близнецы?

Адвокат Джохар УТЕБЕКОВ (портал «Информбюро») – «Суду не хватило интеллектуальных сил написать резолютивную часть приговора Матаевым» — Посмотрел оглашение приговора Матаевым. Несколько грубых и прямо неприятных ошибок суда бросаются в глаза.

Первое. Многим комментаторам показалось странным пожизненное лишение Сейтказы Матаева права занимать руководящие должности в государственных органах. Особенно удивило людей перекрытие ему доступа к коммерческим организациям.

Второе. С Сейтказы Матаева взысканы 217 млн тенге в счёт погашения налогов. Эту оплошность суда отметил и мой коллега Жангельды Сулейманов.

Третье. Государственная пошлина по гражданским искам и процессуальные издержки взысканы с обоих Матаевых в солидарном порядке. Это двойка судье Курмантаеву по итогам 3-го курса юрфака. Пошлина и издержки взыскиваются только в долевом порядке.

Учитывая, где и как составлялся и согласовывался приговор, можно судить о многом. Прокуратура и судебная система тяжело больны. Им не хватило интеллектуальных сил написать даже резолютивную часть громкого приговора, который будут изучать под лупой.

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.