Трудовым мигрантам приготовили удавку

Нельзя превращать страну в тюрьму для трудовых мигрантов. Разумнее сделать их субъектами налогового, чем административного права. Нужно по-настоящему исследовать отечественный рынок труда и организовать обучение для тех казахстанцев, кто хотел бы вписаться в систему трудовых отношений. Это куда лучше, чем просто закрывать рынок или жестко регулировать его для тех, кто действительно востребован в экономике

Знаю, что виллу в предгорьях Алматы для одного высокопоставленного чиновника строят узбекские рабочие. Режим работы очень жесткий: жить на объекте, выполнять все предписанные работы в срок, с объекта не отлучаться, один выходной день – воскресенье. В этот заслуженный день отдыха можно только подольше поспать, постирать свои вещи, приготовить «праздничный» обед в виде плова без мяса. Продуктами, стройматериалами и другими необходимыми вещами обеспечивает прораб местного происхождения.

Нужно привести сад в порядок, обрезать деревья, сделать мелкий ремонт по дому. Дай пару узбеков! – прошу знакомого и по совместительству прораба на этой стройке. Думаю, что за один день узбекской помощи мир засияет яркими красками.

Получаю даже не вежливый, а жесткий отказ. Перевозить двух мужчин узбекской национальности в частном авто небезопасно: если остановит инспектор ГАИ, начнутся большие проблемы. Ведь работают узбекские товарищи нелегально, разрешения нет, санкции от их нынешнего хозяина (владельца будущей виллы) на передвижения нет, а сами узбеки слишком дорожат своей работой, чтобы покидать обиталище и решаться на авантюры.

И тут я вспоминаю, как пару раз становилась свидетелем облав на незаконных трудовых мигрантов в нашем районе: их вылавливали на стройках, извлекали из подвалов, а потом под надзором полицейских выстраивали в шеренгу, чтобы предать позорному остракизму. Это очень напоминало страшные фильмы про военнопленных с сорванными погонами, униженных, лишенных не то что права, а хотя бы элементарной возможности как-то сохранить свое человеческое достоинство.

Шел 2013 год. Это потом, в 2014-м, ситуация немного изменилась…

трудовые мигранты

Немного послаблений…

Жизнь и практика – далеко не самые лучшие учителя. Априори – да, они должны быть лучшими. Но у нас другой случай. Если министр (без разницы, какой), использует рабочую силу, которая работает нелегально в стране, а в это время он (или его коллега) подписывает очередной НПА об использовании иностранной рабочей силы или квоты на присутствие оной, то будут ли работать эти постановления и приказы? Однозначно, нет. Они и не работают.

Казахстан пытается защитить свой рынок труда уже долгие годы, тщательно прописывая квоты и условия, а они – не более чем акт бумагомарательства. Изначально было определено, что привлекать можно только высококвалифицированных специалистов, а все остальные, устремлявшиеся в Казахстан, начиная от строителей и заканчивая садовниками и гувернантками, оставались вне закона.

В 2014-м году они получили шанс на легализацию. В казахстанское законодательство были внесены поправки, согласно которым иностранцам из числа граждан СНГ была предоставлена возможность работать в упрощенном порядке у физических лиц.

«Скажем, если вам надо сделать ремонт, построить дом, гараж, вы можете привлечь иностранного работника. Но это касается только стран СНГ. Основной поток оттуда у нас идет. Там установили плату – два минимальных расчетных показателя за каждый месяц. Разрешение выдается на месяц, на два, на три, в зависимости от необходимости, от объема работы, и до года. Но после года он должен выехать, чтобы не нарушать наше трудовое законодательство, потому что каждому должен предоставлен быть отпуск», — поясняет начальник департамента миграционной полиции Министерства внутренних дел РК Серик Саинов.

По данным департамента миграционной полиции, на 1 октября 2016 года в Казахстане было легализованы 245 тыс. граждан СНГ, которые получили разрешения работать у физических лиц. Однако за этот же период 94 тыс. иностранных граждан было привлечено к административной ответственности. Среди них и те, кто незаконно находился на территории страны, и те, кто работал незаконно.

Все возвращается на круги своя

Упрощенный порядок на самом деле не такой уж и упрощенный. Именно поэтому, видимо, продолжается практика позорных шеренг. Но будет еще хуже.

По закону «О занятости населения» иностранцы, которые претендуют на самостоятельное трудоустройство в Казахстане, с 1 января 2017 года должны будут пройти немало сложных процедур, которые описаны в законе. Так, им предписывается получить справку о том, что уровень их образования и квалификация востребованы в приоритетных отраслях экономики. Перечень востребованных профессий составляется центрами занятости. А поскольку спрос и предложение на рынке труда, к сожалению, не оцениваются с помощью признанных и опробованных инструментов, то и перечень составляется на глазок. Понятно, что в этих условиях абсолютному большинству иностранных работников вряд ли удастся что-либо доказать и в результате получить шанс на самостоятельное трудоустройство.

А что дальше после получения справки – вообще неясно. Видно, профильное министерство опять будет издавать свои секретные приказы (как это было совсем недавно с отчетами о вакансиях). Вместо того, чтобы систему взаимоотношений «трудовой мигрант – государство – работодатель» сделать предельно простой и понятной, опять выстраиваются лабиринты, из которых всегда трудной найти выход.

Зарегулированность трудовой миграции неизбежно ведет к тому, что десятки тысяч иностранцев, имеющих высокую квалификацию в рабочих специальностях (но, возможно, не имеющих образования и подтверждения их навыков), по-прежнему будут работать в Казахстане незаконно.

От этого страдают не только люди, находящиеся на полулегальном положении, но и государство: сфера теневой экономики не сокращается, бюджет недополучает сотни миллионов тенге (если не миллиарды) в виде налогов, центры занятости не имеют полной картины, чтобы проанализировать спрос и, по возможности, предусмотреть повышение квалификации безработных казахстанцев не за счет работодателей, а за счет государства.

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.