Сможет ли Досым Сатпаев превратить Общественный совет при ЕНПФ во влиятельный орган?

Общественный совет при ЕНПФ создан для прикрытия. Так задумано руководством фонда. Прикрывать есть что – политика инвестирования пенсионных средств остается непрозрачной и непредсказуемой

Этот совет создан 16 февраля, а уже 20-го разразился большой скандал – правительство лоббирует вопрос о выделении из ЕНПФ 50 млрд. тенге для развития железнодорожной отрасли. В частности, эти деньги планируется отдать на строительство вагонов компаниям с соответствующей специализацией. Ясности, что это за предприятия, нет – то ли частные, то ли государственные, то ли они уже приватизированы, то ли стоят на очереди. В правительстве не называют конечных бенефициаров – даже названия компаний не фигурируют. Но решение неумолимо зреет.

Общественный совет при ЕНПФ

Не дали опомниться

Общественный совет, еще не успев толком понять своего предназначения, отправил запрос главам Нацбанка и ЕНПФ, задав целый ряд вопросов. Конечно, форма запроса носила чисто журналистский характер. Но реагировать нужно срочно, времени было совсем немного, и потому первая реакция свежеиспеченного Общественного совета получилась такая скомканная.

Нацбанк оперативно в ответ выпустил сообщение, что программа инвестирования в железнодорожное машиностроение находится на рассмотрении совета по управлению Нацфондом. Сквозь строки так и читалась апелляция к высокому статусу принимаемых решений. Дескать, это совсем другой совет, это вам не Общественный совет при ЕНПФ – возглавляет его не Досым Сатпаев, а президент Казахстана самолично.

В сообщении Нацбанка прозвучали и новые детали. Оказывается, эти деньги планируется направить не на производство грузовых вагонов, а на финансирование их закупа. То есть, можно догадаться, что заемщиком будет выступать национальная компания «Казахстан темир жолы». По крайней мере, она листингуется на Казахстанской фондовой бирже и схема размещения ясна: КТЖ выпускает облигации и размещает их по рыночным процентным ставкам.

Опять же, это все догадки автора. Прямым, открытым текстом никто ничего не сказал. Не потому что не знают – к моменту принятия решения, если оно все-таки будет принято, многое может измениться.

Пять дней вместо ста

Для того, чтобы подвести первые итоги работы Общественного совета при ЕНПФ, и ста дней не потребовалось. Диапазон оценок разный: от того, что общественная структура «явно облажалась» до вполне себе нейтральных. Одни видят провал, другие дают ей карт-бланш.

Но ситуация с железнодорожным проектом многое расставила по своим местам.

Создатель общественной структуры – ЕНПФ – решил немного побыть популистом и заодно получить бесплатный PR. У него это получилось. Сколько было восторженных публикаций – благо, в совет включили едва ли не всех финансовых обозревателей страны! А в социальных сетях вообще звучали одни аплодисменты и комплименты в адрес избранных членов.

Но ожидания членов Общественного совета и Создателя по поводу взаимодействия и будущих эффектов существенно разошлись. Первые думали, что от них что-то зависит, второй изначально отвел совету роль некоего буфера между обществом и ЕНПФ: с помощью совета он планирует, почти цитирую, максимально охватить имеющиеся вопросы населения, изучить мнения гражданского общества, разъяснять принципы функционирования накопительной пенсионной системы – опять пресловутый ликбез.

Создатель позиционирует Общественный совет при ЕНПФ как консультативно-совещательный орган. Но первые же действия правительства показали, что никто и не собирается консультироваться у авторитетных экспертов, а тем более – совещаться с ними. От них, по-видимому, в лучшем случае ждут лишь предложений по совершенствованию накопительной пенсионной системы. Но чтобы допускать к кабинетным дискуссиям, где решается судьба пенсионных денег казахстанцев – это слишком.

Все решения относительно инвестирования пенсионных активов принимаются, по всей вероятности, в Астане, за хорошо закрытыми дверями. И не на все предлагаемые инвестиционные варианты может реагировать и влиять Нацбанк, как управляющий. Правительство, увы, все чаще использует пенсионный портфель как свой собственный. При этом нужно отметить характерный подход: когда речь идет о внятных проектах, с определенной рентабельностью и механизм возврата инвестиционных средств более-менее проработан – предпочтение отдается управляющим холдингам. А когда нужно инвестировать в рисковые предприятия, правительство сразу вспоминает об ЕНПФ, о громадных ресурсах, к которым оно беспрепятственно может получить доступ.

Получается, управляющие холдинги существуют на правах дочек, а ЕНПФ – на правах пасынка. Такое отношение можно объяснить лишь тем, что холдинги и принадлежащие им компании должны показывать положительный финансовый результат – ну, чтобы было какое-то обоснованное суждение о необходимости существования таких структур и, опять же, премий к каждому празднику всем хочется, и бонусов – по окончанию года. А ЕНПФ можно трясти как липку – ответственности за его инвестиционную политику как не было, так и нет. Бывшего главу ЕНПФ привлекают сейчас к уголовной ответственности за вложения в бумаги сомнительного предприятия, но эти инвестиции были осуществлены из собственных средств фонда. В десятки и даже сотни раз больше денег вкладчиков потерял фонд, начиная с 2008 года, и ведь никто за это не ответил – ни частные управляющие, существовавшие на тот момент, ни чиновники высокого полета, принимавшие неправильные решения.

Увлекательные «раскопки»

Хорошо, если Общественный совет не ограничится своим статусом – быть при ЕНПФ, а станет по-настоящему независимым органом. Для этого нужно сделать очень много: профессионально проанализировать эффективность пенсионной системы в Казахстане, создать аналитические кейсы по инвестиционному опыту – как позитивному, так и негативному. Ведь, не будем забывать, что именно «схлопывание» некоторых частных НПФ лежало в основе решения закрыть их и объединить пенсионные активы под флагом ЕНПФ, чтобы скрыть те реальные потери, которые понесли вкладчики. И уже на основании аналитики Общественный совет должен выработать свое видение по развитию накопительной пенсионной системы. И, безусловно, добиваться того, чтобы с его мнением считались.

Можно только представить, сколько открытий чудных нас ожидает. Если, конечно, Общественный совет, возглавляемый Досымом Сатпаевым, решится на «раскопки»…

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.