Война Миров. Нидерландская битва при второй палате парламента

Партия, формально состоящая из одного человека – Герта Вилдерса – получила 20 из 150 мест в нижней палате парламента

«Антиисламский крестоносец», «исламофоб», «провокатор», «популист», «расист» – это далеко не полный набор определений, которые Герт Вилдерс получал от СМИ (голландских, вообще европейских, американских, турецких, марокканских, катарских и других) в ходе мартовской парламентской кампании в Нидерландах. В ответ политик заявлял, что любит свою страну, хочет вернуть голландцам контроль над ситуацией и защитить их интересы. Еще изменил свою предвыборную риторику Марк Рютте, премьер-министр и лидер правящей (в коалиции) Народной партии за свободу и демократию, существенно забравшись на электоральное поле Вилдерса. В итоге Партия свободы получила 20 мест во второй (нижней и главной) палате парламента, вместо 33-34 прогнозировавшихся ей за месяц до выборов.

После того, как в связи с эпохой великих географических открытий Средиземное море «переехало» в Северную Атлантику, Нидерланды стали одним из регионов-предвестников. То есть многие принципиальные события и процессы в мировой экономике, политике, культуре, социальных отношениях, семье в регионах-предвестниках проявляют себя раньше, чем на периферии. В настоящий момент, когда многие эксперты считают, что процесс становления нового (третьего) «Средиземного моря» человечества в Тихом океане ускорился, Голландия все равно сохраняют позиции региона-предвестника.

Нидерланды со своей сервисной экономикой в классическом смысле термина (не путать с прочтением казахстанскими топ-чиновниками) считаются самой выигравшей страной от европейской интеграции. При этом сами политические функционеры Амстердама и Гааги (в этой стране фактически две столицы) признают, что политического суверенитета у Нидерландов в Евросоюзе становится все меньше. То есть с одной стороны крупнейший порт Европы голландский Роттердам – главные торговые ворота Евросоюза, а с другой стороны Брюссель, чья общеевропейская бюрократия оттягивает на себя все больше полномочий у национальных правительств.

Антиисламский крестоносец

Великобритания – тоже регион-предвестник, и она с минимальным перевесом (51,9% голосов) на референдуме 23 июня 2016 года выступила за выход из Евросоюза. Однако Великобритания – это все-таки остров, тогда как Голландия хотя страна и морская, но континентальная и процессы здесь протекают несколько иначе, картина мира отличается. По населению Нидерланды сопоставимы с Казахстаном, а по ВВП (в зависимости от методики расчета) с Малайзией, Аргентиной и Пакистаном. Если брать ВВП на душу населения, то голландцы еще выше и международном рейтинге, а по индексу человеческого развития они вообще в топ-5. Однако когда в государстве, занявшем в 2017-ом году 6-ую позицию в мировом рейтинге счастья, такие мощные ресурсы аккумулируются на борьбу с Гертом Вилдерсом, стоящем одновременно на позициях экономической свободы, евроскептицизма, жесткой миграционной политики и доступного здравоохранения – значит проблемы объективно есть.

«Эффект Вилдерса» – новый политологический термин – означает маргинального политика популистского толка, который в какой-то момент начинает оказывать мощное воздействие на политическую систему страны и создает угрозу правящей элите. Принимая во внимание, что Герт Вилдерс вышел из состава Народной партии за свободу и демократию и основал свою собственную Партию свободы только в 2006 году, эффект получился очень стремительный. Специфика ситуации в том, что Вилдерс одновременно основатель, руководитель и единственный член своей партии. А все депутаты от Партии свободы с мандатами первой (там всего 75 мест) и второй (150) палат парламента и в Европарламенте (квота Нидерландов 26 мест) формально считаются беспартийными.

Людям (а с ними СМИ, экспертам) свойственно упрощать ситуацию, чтобы ее схематичное видение становилось более понятным. Однако в случае с Гертом Вилдерсом чрезмерное упрощение картины может навредить. Например, сам он не считает Марин Ле Пен и Йорга Хайдера (ныне покойного) своими союзниками и соратниками по взглядам и духу. Для него кумир «железная леди» Маргарет Тэтчер.

Считается, что главные противники Вилдерса – это левые и мусульмане. Из 28 политических партий, которые участвовали в парламентских выборах 15 марта, «левых» вполне приличное количество. Среди 13 партий, которые прошли в парламент после окончательного подведения итогов 21 марта, нужно выделить 19 мест леволиберальной и левоцентристской «Демократы 66», 14 мест у «Зеленых левых» (экосоциалисты) и столько же у Социалистической партии. Партия труда (социал-демократы и левоцентристы) завоевали 9 мандатов, ухудшив электоральную поддержку на четверть.

Фактически же ключевым противником Партии свободы Герта Вилдерса стала консервативно-либеральная правоцентристская Народная партия за свободу и демократию, она же партия власти в нынешних Нидерландах. Потому что если с голосами левых и мусульман (5,5% населения) все понятно, то партия Марка Рютте флангами сильно соприкасается с электоратом Партии свободы. Вилдерс и Рютте за членство Амстердама в НАТО и поддерживают права сексуальных меньшинств. В здравоохранении первый за общую медстраховку без предварительной выплаты 385 евро, а второй за то же самое, но с выплатой. Есть разночтения по пенсионному возрасту. Но главный и принципиальный водораздел – это членство Голландии в Евросоюзе.

Герт Вилдерс за выход из еврозоны и возвращение к национальной валюте гульдену, еще обещал референдум по членству Нидерландов в ЕС. Марк Рютте выступает за усиление евроинтеграции, в том числе в оборонной сфере. Партия свободы набирала популярность на антиисламских и антимусульманских заявлениях Вилдерса. Он за ограничение распространения Корана (сравнивает его с книгой Адольфа Гитлера «Майн кампф»), за запрет исламских школ и мясобоен, за борьбу с нарушениями прав женщин в исламских семьях, прекращение строительства мечетей и кардинальное сокращение иммиграции из мусульманских стран.

Чтобы перехватить «наиболее уравновешенную часть» правого электората, Рютте стал делать жесткие заявления в адрес мусульманских кругов по части гендерного равенства и правам сексменьшинств, озвучил требования уважения к голландским законам и ценностям. На щит была поднята интеграция мусульман в общество, вместо их широкой культурной автономии. Попутно нидерландские власти эффективно разыграли конфликт с турецким министром иностранных дел Мевлютом Чавушоглу, самолету которого запретили приземлиться в Роттердаме, а сторонников турецкого президента Реджепа Эрдогана полиция в этом же городе разогнала 11 марта. То есть разгон властями турецкого (а значит и мусульманского) митинга состоялся накануне дня голосования.

В итоге Народная партия за свободу и демократию потеряла значительную часть своего электората (избиратель стал голосовать за центристов вроде Христианско-демократического призыва – 19 мест, вместо 13 на предыдущих выборах), зато «отжала» серьезную часть голосов у Партии свободы. Сама «партия власти» при этом пострадала – 33 мандата вместо 41 на прошлых выборах – однако весь евроинтеграционно настроенный истеблишмент Объединенной Европы поздравляет Марка Рютте с победой. Порой приходится жертвовать ферзем, чтобы выиграть шахматную партию. На выборах 15 марта такой жертвой стала Народная партия за свободу и демократию.

Итак, после английского брэксита и победы Дональда Трампа в США на поле европейской интеграции хорошие новости – рост популярности Герта Вилдерса (а с ним и евроскептиков) с помощью административного ресурса, массированного медиа-ресурса и технологии перехвата лозунгов смогли притормозить. Вилдерс поражение признал, но при этом указал, что Партия свободы увеличила свое представительство во второй палате парламента с 12 до 20 мандатов, а это тоже успех.

Регион-предвестник показал, что европейский истеблишмент, настроенный на углубление интеграции Евросоюза, провел мобилизацию и одержал победу (пусть и не очень убедительную) в одной из ключевых стран Европы. Теперь и позиции еврооптимистов во Франции должны существенно улучшиться. Ну а для России и Казахстана Нидерланды остаются главным европейским инвестором, поскольку там находятся штаб-квартиры большого числа компаний, работающих на евразийском рынке.

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.