Протестные выступления в России свидетельствуют о перемене в общественном сознании

Прокатившиеся по российским городам акции протеста против коррупции возвещают появление нового поколения политических активистов

Журнал Economist опубликовал аналитическую статью под названием «Protests in Russia: the young and the restless» — «Протесты в России: молодые и неспокойные».

В предисловии к ней говорится так: «Протесты против коррупции возвещают появление нового поколения политических активистов».

Далее уже в самой статье излагается следующее: «НИКТО в России и за ее пределами не предвидел этого. Власти, казалось, установили полный контроль над политикой, отведя внимание общественности от оппозиции посредством националистических авантюр на Украине и в Сирии.

Рейтинг одобрения деятельности Владимира Путина стабилизировался на уровне выше 80 процентов. После победы Дональда Трампа на президентских выборах в Америке Кремль объявил, что угроза глобального либерализма утратила актуальность. И все же 26 марта, ровно 17 лет спустя после того, как господин Путин был впервые избран президентом, десятки тысяч россиян вышли на улицы почти в 100 городах с тем, чтобы принять участие в маршах против коррупции – самых масштабных за весь период с 2012 года демонстрациях протеста.

Протестные акции, взявшие начало во Владивостоке, прокатились по всей стране, охватывая и Москву с Санкт-Петербургом, где народу собралось больше всего. Омоновцы арестовали свыше тысячи человек в одной только Москве. Государственные средства массовой информации проигнорировали демонстрации; Ведущий российский Интернет-поисковик Яндекс манипулировал своими результатами с тем, чтобы вывести репортажи о них со страницы. Кремль молчал.

Акции состоялись по призыву Алексея Навального, оппозиционного лидера и борца с коррупцией, который хочет баллотироваться на пост президента в следующем году. Несмотря на жесткие меры противодействия со стороны властей в отношении такого рода деятельности, господин Навальный упорно продолжал публиковать выявленные факты коррупции в социальных сетях и YouTube и расширять свою волонтерскую организацию.

Последней мишенью его разоблачительной кампании становится премьер-министр Дмитрий Медведев. 2 марта господин Навальный выпустил фильм, в котором утверждается, что господин Медведев прибег к использованию благотворительных организаций и подставных компаний для обзаведения целым рядом особняков, яхт и других объектов роскоши. Это видео набрало 15 миллионов просмотров в Интернете.

Выбор Медведева в качестве мишени явился стратегическим решением.

В то время как господин Путин удостаивается восхвалений за восстановление геополитической мощи России, Медведев считается слабым и ответственным за экономические проблемы России. Он то и дело подвергается осмеянию за его страсть к западным гаджетам и за свои словесные оплошности. («У нас нет денег, но вы держитесь», — сказал он в прошлом году пенсионерам в Крыму.)

Его также не любят такие силовики, как Игорь Сечин, ближайший и доверенный соратник Путина, и такие умеренные технократы, как Алексей Кудрин, бывший министр финансов.

Но протесты не ограничивались возмущением делами Медведева. Денис Луговской, обучающийся на инженера студент, который вышел на демонстрацию в Орле, городе, находящемся в 325 километрах (200 милях) к югу от Москвы, говорит, что их недовольство касается всей политической элиты.

Телевидение, средство, которое правительство господина Путина использует для манипулирования общественным мнением, оказывает мало влияния на молодежь, которая получает свои новости главным образом из Интернета. Эффективность использования правящим режимом телевидения в качестве инструмента овладения умами рассчитана на большинство россиян, предпочитающих быть пассивными зрителями политических интерпретаций, которые власти создают для них. По данным Левада-центра, большая часть россиян полагают, что «от нас ничего не зависит». Молодое поколение, похоже, считает иначе. «Мне нужно реализовать свои гражданские права, если я не хочу прожить свою жизнь, жалуясь на страну, в которой я родился», — говорит 20-летний студент в Москве. – Это неправильно говорить «от нас ничего не зависит». Конечно, зависит».

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.