Каковы роли Китая, России и Европы в контексте реализации проекта «Пояс и Путь»?

Руководство России однозначно высказалось в поддержку проекта «Пояс и Путь». А вот представители ЕС в этой связи не проявили аналогичного энтузиазма

Издание Diplomat опубликовало аналитическую статью Катрин Путц под названием «What's Next for the Belt and Road in Central Asia?» — «Что в дальнейшем ожидается для проекта «Пояс и Путь» в Центральной Азии?».

В предисловии к ней говорится так: «Президенты трех государств региона присутствовали на проходившем в прошлый уикенд форуме «Пояс и Путь».

Далее уже в самой статье излагается следующее: «Три центрально-азиатских лидера — президенты Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана — присутствовали на проходившем в прошлый уикенд в Пекине форуме «Пояс и Путь».

Узбекский президент Шавкат Мирзиеев, совершавший первый государственный визит в Китай, добрыми словами охарактеризовал инициативу «Пояс и Путь» и место Центральной Азии в ее рамках.

«Я убежден, что реализация этого крупномасштабного проекта, охватывающего сейчас свыше 60 процентов мирового населения, будет способствовать формированию единого пояса мира, процветания, прогресса, сотрудничества и дружбы между нашими странами и народами, — сказал Мирзиеев. Сообщается, что он подписал касающиеся различных сфер деятельности соглашения на общую сумму $23 миллиардов.

шелковый путь

Кыргызский президент Алмазбек Атамбаев, судя по сообщениям, восхвалял инициативу «Пояс и Путь» за открытие новых возможностей в регионе, и пресса Кыргызстана сообщила о соглашениях, которые были подписаны. Одно из них, к примеру, касается развития малого и среднего бизнеса. Не совсем ясно, что на самом деле содержится в этом соглашении.

Интересно то, что все три лидера из Центральной Азии особо отметили потенциал проектов, помимо инфраструктуры, хотя они также высоко оценили нынешние и прошлые инфраструктурные проекты.

По словам заведующей отделом внешней политики аппарата кыргызского президента Айзады Субакожоевой, Атамбаев «отметил важность расширения волоконно-оптических линий связи из Китая до Европы через Кыргызстан, электронной торговли и создания логистических центров. В качестве перспективных проектов отмечено строительство железной дороги Китай — Кыргызстан – Узбекистан».

Мирзиеев в своем выступлении сказал: «Считаю, что нашим общим приоритетом должно стать создание по линии «Экономического пояса Шелкового пути» интегрированных промышленных технопарков, научно-инновационных кластеров и свободных экономических зон». Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев также назвал технологическое и научное развитие наряду с сельским хозяйством в качестве сфер для сотрудничества.

Мирзиеев также высказал предположение о том, что «в разветвленную сеть транспортных коридоров «Пояса и Пути» могла бы быть интегрирована и железнодорожная магистраль «Китай – Кыргызстан – Узбекистан – Афганистан» с выходом на порты Пакистана и Ирана».

На публике Россия и Китай не престают указывать на то, что их отдельные региональные проекты — Евразийский экономический союз и «Пояс и Путь» — не конкурируют друг с другом, но аналитики не совсем верят в это дружелюбие.

«В частном порядке россияне скажут вам, что они очень обеспокоены [инициативой Шелкового пути], но на публике они делают вид, что им все нипочем», — сказала Тереза Фаллон по этому поводу в недавнем интервью с RFE/RL».

Как бы то ни было, президент Владимир Путин заявил о том, что Россия поддерживает проект «Пояс и Путь» и намерена активно в нем участвовать. А вот отношение Европейского Союза к этой китайской инициативе представляется несколько амбивалентной.

Издание Trumpet.com опубликовало аналитический материал Ричарда Палмера под названием «Silk Road Summit: Europe and China Compete for Economic for Economic Leadership» — «Саммит Шелкового пути: Европа и Китай борются за экономическое лидерство».

В предисловии к нему говорится так: «Обе стороны хотят заменить собой Америку».

Далее уже в самой статье излагается следующее: «Китай надеялся, что крупные западные страны направят глав правительств на саммит. Но от этих государств туда прибыли только официальные представители более низкого ранга. Страны Европейского Союза отказались подписывать совместное заявление саммита о торговле вдоль этих новых торговых маршрутов.

Так, из-за чего возникли разногласия в прошлый уикенд? Представители западных стран утверждали, что это — чересчур протекционистский документ. Немецкая газета Handelsblatt сообщила, что «они отказались, потому что Китай не принял ни одно из выдвинутых европейской стороной предложений касательно свободной торговли и равных условий».

Си в том, что касается свободной торговли, на деле не практикует то, что он на словах проповедует. И Европе это перестает нравиться. Радиостанция Voice of America представила некоторые из опасений, связанных с этим проектом: «Однако, судя тому, как подается проект, Китай пытается опробовать новую форму экономической колонизации, считает профессор гавайского Института безопасности Азии Мохан Малик.

«Китай включил режим строительства империи: империи эксклюзивных экономических анклавов, которая создаст синоцентричную униполярную Азию, – написал Малик в комментарии по электронной почте. – Китайские власти, по сути, собираются подкупить более мелкие страны вместо того, чтобы вторгаться в них силой».

Малик также полагает, что, учитывая замедление роста китайской экономики, Пекин рискует не справиться со столь масштабным предприятием».

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.