«Лет 8-10 лет назад я упустил возможность стать долларовым миллионером. Если бы тогда я поверил в биткоин и вложил 1 тысячу долларов, а это были небольшие деньги, то сегодня мое состояние составляло бы больше миллиона. Теперь не хочу повторять свою ошибку. Я решил покупать биткоины. Много прочел, и понял, что надо вкладываться», — рассказывает знакомый, имеющий свой небольшой бизнес в Караганде, и агитирует меня тоже присмотреться к цифровой валюте.
Почитала про Валерия Вавилова, который создал сервис Bitfury, позволяющий производить различные операции с биткоинами. Это еще тот оптимист, который верит в открытые общества, демократию новой генерации, в конце концов, в то, что современная глобальная экономическая система – лишь веха развития, мир движется дальше, и для него это очевидно.
Впрочем, тема актуальна, как никогда. Буквально на днях Кенес Ракишев, собственник Казкома, а вообще-то изначально венчурный капиталист, заявил о том, что, вероятно, один из фондов, в которые он инвестирует, займется блокчейном и созданием новой криптовалюты, поскольку за ней большое будущее.
Эксперт: «Ценность криптовалют обеспечивается только спросом со стороны владельцев традиционных валют»
За комментариями мы обратились в технологическую компанию SAS Россия/СНГ, и директор по инновациям Юлий Гольдберг ответил на наши вопросы.
– Почему одни страны, такие, как США, Нидерланды, Сингапур поощряют операции с криптовалютами, а другие, такие, как, например, Китай, запрещают? Почему столь неоднозначное отношение к этой валюте?
– Я бы не сказал, что есть страны, которые именно поощряют операции с криптовалютами – они скорее не препятствуют и пытаются сделать эту сферу управляемой. В любом случае, отмывать деньги в криптовалюте на порядок проще, чем в любой официальной валюте, которые эмитируют государства. Поэтому у государств, борющихся с отмыванием и криминалом, большого восторга от этого явления экономики быть не может.
Но в то же время есть страны со свободной экономикой, которые понимают, что запрещать новые экономические инструменты, не нарушающие закон, не имеющие прямой криминальной направленности и получившие уже определенную популярность среди населения, нет смысла. Что лучше отрегулировать эти новые реалии и поставить их на службу собственной экономике (причем под экономикой они понимают не столько государство, сколько население и бизнес).
С другой стороны, есть страны с закрытой, довольно жестко регулируемой экономикой или страны с государственной экономикой. Для них такие, не поддающиеся жесткому контролю со стороны кого бы то ни было явления, как криптовалюты, представляются опасностью. Очевидно, что закрыть счет в криптовалюте совсем не так просто, как в рублях или долларах.
– Существует уже ряд криптовалют. Не мешают ли эти системы развитию друг друга? Какая из них является наиболее популярной и надежной? Как это оценить?
– Реально существует одна криптовалюта (Bitcoin) и все остальные, разбитые на несколько сегментов. Всего их, хотя бы чем-то уже известных, наплодили более семи сотен. Но имеющих хоть какую-то ликвидность – не больше пары десятков. Я полагаю, что помешать биткоину при текущем соотношении сил другие криптовалюты не в состоянии. А то, что они мешают друг другу, никого не волнует, кроме разве что их разработчиков и инвесторов ICO (которых реально не так уж и много и которые точно понимали, что играют в очень непредсказуемые игры).
Пик создания криптовалют пришелся на 2014 год. Тогда было разработано больше 400 разновидностей этого виртуального товара. В 2016 году, например, уже в 10 раз меньше. Количество валют, которые нужны, как мы видим, легко регулирует рынок. Нет спроса (инвесторов ICO; майнеров, готовых жечь ресурс компьютеров и электричество для добычи монет), значит, нет и предложения, разработчики переключаются на что-то другое.
– Считается, что мировые валюты не имеют 100-процентного обеспечения, в отличие от криптовалюты. Получается, виртуальная валюта гораздо надежнее, чем существующие валюты и электронные средства расчетов?
– В каком-то смысле надежнее. По крайнее мере у наиболее солидных криптовалют нет возможности их эмиссии по волюнтаристскому решению каких-то людей, которые хотят, например, закрыть дыру в своем бюджете. Но с другой стороны, нужно понимать, что на самом деле у криптовалют нет вообще никакого обеспечения в традиционном смысле этого слова. За ними не стоят золотовалютные резервы, объем товаров и прочие осязаемые ценности. Ценность криптовалют обеспечивается только спросом со стороны владельцев традиционных валют. Пока криптовалюта им для чего-то нужна – для отмывания средств, в качестве инструмента инвестиций, для расчетов – криптовалюта чего-то стоит. Как только интерес к ней пропадает, курс стремится к нулю. Эта ситуация хорошо видна на основе анализа волатильности курсов криптовалют. Даже биткоина, не говоря уже о других валютах.
– Насколько реальным является самостоятельный майнинг (добыча, зарабатывание) для обычного человека? Какими навыками он должен обладать? Что необходимо для того, чтобы заработать криптовалюту?
– Заниматься майнингом биткойна обычному человеку без кучи лишних денег в кармане и без серьезных знаний, на мой взгляд, уже не стоит. Вряд ли получится серьезно заработать. Майнить другие валюты можно, но с учетом волатильности курса эффект непредсказуем. На тысячи процентов дохода смотреть не советую. Очевидно, что когда один зарабатывает тысячи процентов, сотни теряют все.
Нацбанк РК: Пользователи криптовалют самостоятельно несут риски
Между тем, Национальный банк Казахстана, как регулятор финансового рынка, недавно также прояснил свою позицию по отношению к криптовалютам.
"На сегодняшний день еще ни одно государство полностью не определилось с сущностью цифровых валют и моделью регулирования процесса их использования, как в рамках платежных отношений, так и в области валютного контроля, влияния на денежную кредитную политику государства. В целом данные продукты не привязаны к какой-либо официальной денежной единице. Особенностью криптовалют, распространяемых в настоящее время, является отсутствие соответствующего эмитента, который несет обязательства по ним перед пользователями», — цитирует официальный ответ Нацбанка РК.
С одной стороны, Национальный банк сегодня отслеживает мировые тенденции в области оборота виртуальных валют, а также изучает международный опыт в этой области, пытается выработать собственные подходы по отношению к криптовалютам. С другой стороны, при отсутствии запрета на использование криптовалют нет прямого разрешения. И поэтому регулятор рынка однозначно указывает на то, что финансовые организации не вправе участвовать в операциях с криптовалютами и обслуживать сделки с их использованием!
Криптовалюты в настоящее время не попадают под регулирование казахстанского законодательства, а потому «пользователи криптовалют самостоятельно несут риск правовой незащищенности собственных операций, государство не может гарантировать реальную стоимость и сохранность средств граждан по криптовалютам».
***
© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.