Грязная прачечная Казахстана: отмывание денег

Элитные круги Астаны используют западные финансовые системы - например, оффшорные компании, имена владельцев которых держится в тайне, – для покупки яхт или приобретения мансардных этажей в здании Trump Soho

Издание Diplomat опубликовало аналитическую статью Катрин Путц под названием «Kazakhstan's Dirty Laundry: Money Laundering and New York Real Estate» — «Грязная прачечная Казахстана: отмывание денег и недвижимость в Нью-Йорке».

В предисловии к ней говорится так: «Казахская политика действует вдали от степей — в нью-йоркских мансардных этажах и судах».

Далее уже в самой статье излагается следующее: «Новый и невероятно подробный отчет, явившийся плодом сотрудничества компании McClatchy и Проекта по предупреждению организованной преступности и коррупции (Organized Crime and Corruption Reporting Project — OCCRP), выявляет детали нитей, связывающих две живущие в изгнании казахские семьи, Храпуновых и Аблязовых. Он также раскрывает подробности процесса отмывания денег через элитную нью-йоркскую недвижимость со следами, которые тянутся к Дональду Трампу.

Мадина Аблязова
Мадина Аблязова с мужем Ильясом Храпуновым, юг Франции, август 2013 год

Ничто из того, что связано с действиями по отмыванию денег, так просто не поддается раскрытию вследствие секретности, подкрепляемой законами в различных странах, которые благоприятствуют формированию атмосферы неясности. Немного насчитывается случаев, которые могут подтвердить один из тезисов, лежащих в основе опубликованной недавно книги Александера Кули и Джона Хизершоу Dictators Without Borders («Диктаторы без границ»), так сильно и убедительно, как это удается истории деяний Аблязова и компании.

В книге подробно описывается то, как «автократы и приближенные к ним люди используют западные финансовые, правовые, полицейские и политические системы в целях расширения своей власти у себя на родине и получения выборочного доступа к западным институтам, символам статуса и правовой защите».

Говоря же конкретно о казахстанском случае, можно отметить следующее. Элитные круги Астаны используют западные финансовые системы — например, оффшорные компании, имена владельцев которых держится в тайне, – для покупки яхт или приобретения мансардных этажей в здании Trump Soho.

Как только те или иные представители казахской элиты оказываются в немилости у руководства республики, западные политические, юридические и полицейские системы обеспечивают им защиту, отклоняя иногда запросы на экстрадицию со ссылкой, например, на опасения, что этих людей подвергнут пыткам. Но те самые западные системы используются и казахским руководством при преследовании своих оппонентов за границей. К черту границы, казахская внутренняя политика развертывается в международном масштабе.

Такие «свои ребята», как Виктор Храпунов и Мухтар Аблязов – которые, пока не рассорились с казахским правящим режимом, занимали значительные посты — обвиняются в совершении различных финансовых преступлений в нескольких странах. Правомерность обвинений ставится под сомнение, в то время как Храпуновы и Аблязовы заявляют о всецело политическом характере преследования, а суды в нескольких странах, то есть не только в Казахстане, заявляют о серьезных финансовых преступлениях. Может статься, что обе стороны правы, по крайней мере, отчасти.

В отчете компании McClatchy отмечается, что «сеть стягивается» вокруг Храпуновых. Виктор Храпунов и его семья живут в Швейцарии, а Украина, как сообщается, запрашивает экстрадицию Ильяса, сына Виктора, за предполагаемую организацию хакерского взлома базы данных юридической фирмы, представляющей интересы «БТА Банка», который ранее принадлежал Аблязову и с которым связаны его правовые проблемы.

Ильяс Храпунов является мужем Мадины Аблязовой, дочери Мухтара Аблязова, и эти двое, как сообщается, «получили необычные дипломатические должности в качестве представителей Центральноафриканской Республики в Женеве». Источник сообщил компании McClatchy о том, что «супруги были назначены на эти посты бывшим правителем Франсуа Бозизе до того, как он был свергнут».

И в самом деле, когда итальянские власти депортировали Алму Шалабаеву, жену Аблязова, и ее шестилетнюю дочь по имени Алуа, они поначалу объясняли свои действия обнаружением у супруги беглого казахского банкира поддельного паспорта Центральноафриканской Республики. Но, как в свое время сообщила газета Financial Times, указанное африканское государство подтвердило подлинность паспорта. Все эти события, напомним, имели место в 2013 году.

Компания McClatchy также отмечает то, что Ильяс и Мадина получили второе гражданство в Сент-Винсенте и Гренадинах после того, как они приобрели там землю. Ильяс в этой связи сообщил следующее: «Из-за того, что Казахстан отказывался обновлять паспорта членов нашей семьи, нам пришлось в судебном порядке добиваться разрешения на получение второго гражданства для реализации нашего права на передвижение».

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.