«Следующий глава Казахстана будет иметь меньше полномочий, чем Нурсултан Назарбаев»

Сетевые СМИ о транзите власти

«Почему каждый казахстанец не сможет баллотироваться в президенты?» — Нижняя палата парламента страны одобрила поправки в Конституцию, согласно которым в Казахстане отныне запрещено выдвигаться в президенты любому желающему. Политологи отмечают, что данная норма связана с транзитом власти. Однако, если одни считают, что это попрание конституционных норм казахстанцев, другие отмечают правильность решения.

Согласно новой норме законопроекта, кандидата в президенты могут выдвигать только политические партии и зарегистрированные общественные объединения. При этом даже на этих кандидатов накладываются новые ограничения: он должен подходить по состоянию здоровья и иметь пятилетний срок работы на госслужбе или на выборной должности.

Известный казахстанский журналист Сергей ДУВАНОВ на своей странице в Фейсбуке отметил, что одним росчерком пера чиновники лишили права избираться в президенты 99,5% населения Казахстана, оставив эту привилегию для 0,5% госслужащих — «Вдумайтесь в происшедшее! На глазах у казахстанцев создали касту привилегированных людей, из числа которых они теперь будут избирать себе президента. Все остальные граждане в один момент лишились этого права. Чтобы его обрести, им теперь требуется пятилетняя трудовая повинность в госорганах. Как вам такой подход? На мой взгляд, это открытое наступление на права казахстанцев, которых лишили одного из основных конституционных прав, гарантированных Основным законом…».

«Ваш выбор в наших руках» — Директор Группы оценки рисков, политический эксперт Досым САТПАЕВ считает, что речь может идти о некоем упреждающем ударе на случай будущих форс-мажоров – транзит власти все таки, мало ли что — «В последние годы мы наблюдаем трансформацию правовой системы в Казахстане под существующую политическую, а не наоборот. Все решения, которые принимаются сейчас, делаются с упором на будущий транзит власти. Новая оппозиция пока не появилась, но чтобы подготовиться к ее появлению, все изменения и вводятся. Вводятся ограничения для того, чтобы в будущем не родились новые лидеры из неконтролируемых объединений, которые будут пытаться переформатировать существующую политическую систему.

выборы
Иллюстрация: novgaz.com

Власть работает сейчас на то, чтобы снизить роль личности как таковой и свести все к ролям контролируемых масс и контролируемых оранжерейных политических структур».

В части будущих политических изменений это еще и подстраховка для следующего кандидата в президенты от действующей власти, добавляет политик Амиржан КОСАНОВ — «Видимо, власть намерена выставить слабого преемника, посему и обложили закон такими нормами, которые, кстати, будут априори критиковаться международным сообществом. Вывод один: нас ждут непредсказуемые выборы следующего за Назарбаевым президента. Но в таких правовых условиях это будет пиррова победа».

Евгений ЖОВТИС — «Сложно предположить, что за два года до выборов тут вдруг что-то такое произойдет, и те же телеканалы начнут давать пространство для высказываний представителям несогласных с властью. И это при условии, что появится человек, который сможет бросить вызов системе, которую прямо или косвенно полностью контролирует действующая власть. Все эти изменения – лишь проявления авторитаризма, который боится настолько, что скоро будет дуть даже не на воду, а на признаки росы».

Андрей КАРПОВ – «О главных событиях месяца в РК» — Мажилис парламента Казахстана одобрил пакет поправок, которые предусматривают комплекс новаций для желающих баллотироваться на высший государственный пост. Наибольшее внимание экспертов привлек запрет на самовыдвижение кандидатов. Теперь «вольному стрелку» на президентских выборах без поддержки общественных организаций заявиться невозможно. Вводится фильтр, отсекающий попытки «войти в игру» со стороны.

Среди других новаций – необходимость специальной справки о состоянии здоровья кандидата в президенты и требование, чтобы кандидат имел минимум пять лет опыта работы на государственной или выборной должности. Процедура прохождения медицинского освидетельствования будет прописана в отдельном нормативно-правовом акте.

По этому поводу один из видных казахстанских оппозиционеров Асхат РАХИМЖАНОВ отметил, что ЦИК и минздрав РК должны четко прописать все заболевания, которые могут мешать исполнению функций президента в специальном государственном реестре «антипрезидентских болезней». Замечание, в целом, справедливое, но вполне вероятно, что относительно этой нормы нет пока четкого понимания и у Акорды. Отсюда стремление «выдержать паузу».

Наконец, опыт работы на государственной службе – еще один серьезный фильтр для потенциальных кандидатов. Если не ошибаюсь, что при таком раскладе Тимур КУЛИБАЕВ теряет возможность выставить свою кандидатуру на выборы. Но это – частный случай, в более общем плане такой ход напрашивался.

Примечательно, что новые законодательные инициативы не вызвали ажиотажной реакции и журналистов, и экспертов. Появись они год-полтора назад, то реакция в СМИ и ФБ была бы намного более активной.

«Отсекание «темных лошадок»» — Явное намерение Акорды сократить еще больше число граждан страны, имеющих право баллотироваться в президенты на следующих выборах, удивляет только на первый взгляд. Подобное ужесточение не просто логично, но и крайне необходимо в том случае, если электоральная кампания будет происходить без участия Нурсултана НАЗАРБАЕВА.

Судя по тому, что Акорда вдруг решила в очередной раз поменять выборное законодательство, она опасается критического раскола в правящей элите, который может произойти, и скорее всего произойдет, в случае ухода из жизни (явной недееспособности) Нурсултана Назарбаева. И тогда существующий механизм отсечения наверняка окажется неспособным предотвратить участие в выборах неугодного кандидата.

Ведь теоретически не исключена активизация некоего гражданина, знающего казахский язык, проживающего последние 15 лет на территории республики, способного собрать подписи не менее, чем одного процента от общего числа избирателей страны, имеющего достаточный капитал и пользующегося поддержкой населения. После чего самовыдвижению последнего в президенты страны воспрепятствовать будет крайне сложно.

После же того, как казахстанский Парламент примет новые поправки в законодательство о выборах, а глава государства подпишет соответствующий закон, число совершеннолетних казахстанцев, имеющих право выдвигаться в качестве кандидатов в президенты, де-факто сократится до нескольких десятков человек. Ведь число республиканских общественных объединений отнюдь не велико, плюс все они подконтрольны Акорде.

Это означает появление еще одного ограничения (барьера). И этот барьер будет находиться в исключительном распоряжении администрации президента РК, которая будет иметь возможность (конечно, негласную) делать его выше или ниже. И если, к примеру, вдруг нынешний посол РК в России Имангали ТАСМАГАМБЕТОВ захочет баллотироваться в президенты без санкции преемника Нурсултана Назарбаева, он не сможет это сделать.

Таким образом, будет решена гигантская проблема Акорды, состоящая в том, что в условиях роста протестных настроений в обществе «раскрутить» или «раскрутиться» при наличии больших денежных средств, доступе к средствам массовой информации и грамотном использовании социальных сетей, совсем не сложно. Так что «темных лошадок» на постназарбаевских президентских выборах теперь точно не будет.

Антон МОРОЗОВ – «Конституционная реформа в Казахстане – правовое оформление будущей модели политического устройства» — Общий вывод, который можно сделать при рассмотрении разрабатываемых поправок в законодательство, очевиден – следующий глава Казахстана будет иметь меньше полномочий, чем Нурсултан НАЗАРБАЕВ. По сути, это означает отход от модели сверхпрезидентской республики, характерной для нынешнего периода.

Многие эксперты поспешили вычеркнуть из списков вероятных преемников Тимура КУЛИБАЕВА – председателя Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», зятя Н. Назарбаева, как не имеющего необходимого опыта работы в госсекторе. Доподлинно неизвестно, принимались ли эти поправки конкретно под него, или же это требование обусловлено желанием иметь в числе потенциальных руководителей людей, знакомых с внутренней кухней государственной службы. Но практика показывает, что «суровость» норм казахстанского законодательства порой компенсируется избирательностью их применения.

В целом изменения в законодательство укладываются в логику предстоящего транзита власти. Главными задачами проводимой политической реформы является обеспечение социально-политической стабильности, преодоление кризисных явлений в экономике и выход на траекторию роста, обеспечение суверенитета и независимости страны.

Между тем ожидать в краткосрочной, да и среднесрочной перспективе каких-либо серьезных изменений в политической сфере, на наш взгляд, преждевременно. Сейчас идет процесс формально-правового оформления будущей модели политического устройства, а ее практическое наполнение – дело сравнительно отдаленное.

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.