Оттеснение Ирана в сторону при заключении договоренностей по Сирии может обернуться проблемами для России

Представляется весьма сомнительным то, что Кремль на самом деле мог бы принудить Тегеран выполнять соглашение о прекращении огня, которое было заключено без участия Ирана
Встреча в Астане
Встреча в Астане по урегулированию Сирийского конфликта

Сайт телеканала Aljazeera.com опубликовал статью под названием «Did the Putin-Trump ceasefire kill the Astana talks?» — «Положила ли конец переговорам в Астане договоренность Путина и Трампа о прекращении огня?».

В предисловии к ней говорится так: «Оттеснение Ирана в сторону при заключении договоренностей по Сирии может обернуться проблемами для России».

Далее уже в самой статье излагается следующее: «Достигнутая 7 июля договоренность о прекращении огня на юго-западе Сирии главным образом придало официальный статус новой зоне деэскалации, которая не предусматривалась майским соглашением, заключенным в Астане. Эта зона включает районы вокруг Кунайтры, Дераа и Сувайды.

За последние месяцы Иордания, Израиль и США неоднократно выражали свои опасения по поводу растущего присутствия иранских/про-иранских сил неподалеку от границ Сирии с Иорданией и Израилем. Американцы также опасаются их продвижения на восток в направлении района, прилегающего к городу аль-Танф на сирийско-иракской границе, где они натаскивают сирийские повстанческие силы. Ни одна из сторон не говорила о том, касается ли их договоренность аль-Танфа, но вполне возможно, что он может быть включен в соглашение о прекращении огня, которое в настоящее время обсуждается между Россией и США.

В принципе, Россия, идя на заключение нового соглашения о прекращении огня с США и Иорданией, отставила в сторону Иран, фактически лишая его права голоса при рассмотрении ситуации на юге Сирии.

Однако это соглашение не гарантирует соблюдение Ираном его условий. Россия для того, чтобы добиться успешного выполнения и соблюдения рассматриваемого и будущих соглашений, должна найти способ контролировать сирийский режим и Иран (вместе с его сателлитами). Если первый больше склонен прислушиваться к словам Москвы, второй может остаться глухим к ним.

Из-за многоуровневого присутствия Ирана в Сирии и его огромных инвестиций в сирийское государство за последние шесть лет представляется весьма сомнительным то, что Кремль на самом деле мог бы принудить Тегеран выполнять соглашение о прекращении огня, которое было заключено без участия Ирана.

Иран может принять решение действовать наперекор соглашению, заключенному между Россией и США, и спровоцировать эскалацию напряженности в зоне прекращения огня. Такой вариант развития событий был бы воспринят как следствие неспособности Москвы контролировать Тегеран, и в этом случае ее тщательно сконструированный имидж «создателя королей» оказался бы разрушен.

Россия могла бы предложить Ирану более весомую роль в центральной и восточной части Сирии, в Хомсе, Дамаске и Дейр-Аз-Зоре в обмен на согласие с нахождением юга страны под влиянием США и Иордании. Иран хочет обеспечить себе сухопутный доступ к Ливану через Ирак и Сирию, это обуславливает фокусирование его внимания на центральной части Сирии, а также на ее границах с Ираком и Ливаном.

Сирийское правительство и иранские силы уже заблокировали поддерживаемые американцами группировки, действующие в окрестностях аль-Танфа, в силу этого они обладают большими преимуществами на востоке. В конечном итоге, наиболее вероятный сценарий заключается в том, что сирийская армия и поддерживаемые Ираном силы захватят город Аль-Букамал, вследствие чего они обретут контроль над сирийско-иракским пограничным переходом и дорогой, соединяющей Дамаск с Багдадом».

Издание IFP News опубликовало материал под названием «Iran's Presence in Syria at Damascus' Request: Diplomat» — «Присутствие Ирана в Сирии обеспечивается по просьбе Дамаска: дипломат».

В нем говорится так: «Присутствие Ирана в сирийском кризисе в любой форме и на любом уровне обеспечивается по просьбе сирийского правительства и согласно двусторонним соглашениям Тегерана и Дамаска. Это не зависит от каких-либо других соглашений между региональными или международными игроками», — заявил заместитель главы МИД Ирана Хосейн Джабери Ансари.

«Иран не был и не является заинтересованным в вовлечении в крупномасштабный кризис», — сказал он.

«Мы хотели бы увидеть восстановление стабильности и спокойствия в Сирии. Для нас желательно увидеть скорейшее завершение сирийского кризиса. Мы не стремимся расширить сферу нашей интервенции в Сирии. Как я уже сказал, для Ирана важно скорейшее прекращение кризиса, гуманитарной катастрофы в Сирии и непрекращающегося разрушения страны», — отметил он».

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.