История вопроса
Пышное словечко «ассамблея» притащил в русский язык царь Пётр. Запал на звучный галлицизм с роскошно растянутым «с», после которого начинают радостно булькать остальные, несколько пикантные созвучия. Невдомёк было царю, что все виды пьяных или бестолковых собраний можно назвать проще – туса.
Ассамблея!
В нашем случае — Консультативно-совещательный орган при президенте. Призванный приветствовать и приумножать приязни, призывая призванных к приоритетным притопам и прихлопам.
Долгие годы не могла избавиться от дежа-вю: где-то я уже видела этот «орган». Осенило — да это же точь-в-точь Фонтан Дружбы народов на ВДНХ!
В центре композиции чудовищное жерло, будто Царь-Пушке оторвали лафет и поставили её на попа. Исполинский ствол обвит гигантскими похоронными венками сельхозпроисхождения, один из них – из конопли, извините за выражение. А вокруг 16 бронзовых девушек, покрытых сусальным золотом. Вот чем не Ассамблея?
Пятнадцать дев представляли братские республики. Шестнадцатая барышня была карело-финская и долгие годы проторчала в хороводе без прописки. Холодно улыбались славянские сёстры – Россия и Беларусь. Скульптура, олицетворяющая Казахстан, ликом своим выказывала весьма условное сходство с казашкой. В руках держала некий букет. Надеюсь, не конопляный…
Как назвать труженицу АНК? Слово «член», согласитесь, здесь будет выглядеть непристойно. Пусть будет просто, по-домашнему, тепло и сердечно – ассамблейка!
Рядовые армии любви
Если просеять ассамблеек через воображаемое решето, то получится две фракции: грубого помола – рядовые, более тонкого – ассамблейки-начальницы.
Рядовые ассамблейки – своего рода рабочие пчёлки и солдаты. Силы быстрого реагирования АНК. Оперативные группы повышенной готовности. Им свойственно тотальное, нерассуждающее подчинение разнообразному начальству, реальному и мнимому.
Их легко опознать на праздновании Наурыза или сабантуя. Они помешивают кумыс деревянным двуглавым половником. Жарят баурсаки и пекут блины. Домовито лепят из чак-чака эйфелевые башни. Встречают комиссии с караваем на рушнике. Дежурят у входа в гостевую юрту, чтобы не просочился внутрь всякий простонародный сброд. Кыш, кыш отсюда!
Возрастные ассамблейки сбиваются в ветеранские ансамбли, крепко-накрепко вяжут орущих младенцев в бесік, прядут шерсть и режут путы пухлым купидончикам. Все эти занятия сообщают образу ассамблейки дух деятельного материнства.
Ассамблейка – непременная участница акций. Названия беспроигрышные; «Против терроризма!», «Память во имя будущего», «Синий платочек», «С днем рождения, Астана!», «Взгляд в будущее — модернизация общественного сознания».
Как мы видим, ассамблейка вовсе не ерундой занимается. А если кто-то считает, что всё-таки ерундой, чепухой, вздором, высиживанием тухлых яиц, то у ассамблейки в запасе имеется эмблематическое защитное одеяние – национальный костюм.
Он надёжно ограждает его носительницу от каких-либо серьёзных претензий и сарказма. Облачённая в этническое платье, женщина как-бы перестаёт быть конкретной безвестной Замзагуль Баязитовной или Оксаной Стегайло. Вызывая в памяти однозначные ассоциации, она становится в ряд богинь плодородия и дев-воительниц, носительниц всего священного, почитаемого, а главное, неприкосновенного для критики.
Пошивается такой костюм из самых дешёвых материалов, небрежно, на живую нитку. С минимальными эстетическими и технологическими усилиями. В редуцированной, упрощённой форме.
Наденет ассамблейка сарафан из сатина, на голову картонный кокошник – по центру его примитивный цветочек, по краям две закорючки в виде оглобли – готов русский костюм. Завернётся в юбку с запахом, на голову венец из бумажных цветов с десятком цветных лент – вот вам Леся Украинка в самом низкопробном, ярмарочном стиле. Оклеит конусовидную шапочку бархатом, набросит прозрачную чадру, юбку в пол, очи долу, конец чадры в зубы – готова кумычка, адыгейка, осетинка.
Фемина в таком наряде кажется внешнему наблюдателю скромной, трудолюбивой и добродетельной, являя собой все качества идеальной женственности.
«Держа кувшин над головой // Грузинка узкою тропой // Сходила к берегу». Магнетизм литературных ассоциаций всё ещё работает!
«Токаев сменил участок, Назарбаев пожелал удачи: как прошёл референдум в Астане». «Эффект Манделы: кто мечтает сместить президента». «Перевод казахского языка на латиницу: между политикой и прагматизмом»Иногда ассамблейку заносит в этнографические дебри. На праздновании Дня города крепкая, как молотобоец, матрона из кабардино-балкарского культурного центра расхаживала в специально пошитой по фигуре черкеске с газырями. Почему никто из мужчин её племени не сделал сурового замечания? (с характерным кавказским жестом) Вах, что скажешь женщине, если ей хочется!
В кодекс добродетелей ассамблейки входит также перманентная борьба с империализмом. Шымкентские активистки, расправившись с проблемами ЖКХ и пересажав по тюрьмам домашних садистов, решили, что настала пора показать и заграничному агрессору Кузембайдын шешесiн. С этой гуманистической целью соорудили модель водородной бомбы АН-602. Величиной с матёрую акулу.
В Сети, когда хотят сказать, что артефакт сделан из подножных материалов, то выражаются кратко и энергично – из говна и веток.
Насчёт веток не знаю, а вот дюжину обручей разного диаметра, три ведра клейстера и центнер папье-маше точно потратили. Подсохшую хищницу покрасили серым и поволокли как трофей по городским улицам, пугая приезжих из аулов и беременных женщин.
Жрицы пропаганды
Рядовой ассамблейке почти не светит подняться на верхний этаж — внутрикорпоративный социальный лифт в АНК простаивает. В начальниц рекрутируют сверхлояльных дамочек из сферы образования, культуры, госучреждений. Карьерного апогея ассамблейке легче всего достигнуть, имея комсомольский или партийный опыт.
Её синекура в Ассамблее называется скучно и длинно: руководитель экспертно-аналитического отдела, руководитель отдела организации общественно-массовых мероприятий, заведующая секретариатом малой Ассамблеи.
У такой ассамблейки очень часто экстравагантное, больше подходящее для опереточной дивы или дрессировщицы имя. Карбашьян Шаганэ Гамлетовна. Ли Аделаида Чондухвановна. Шахерезада Степановна Карахан-заде. Фериде Узункулак. Балюра Сталина Ивановна.
Природа наделила её великим даром имитировать бурную деятельность. Такие дамы баурсаков не жарят и не мастерят тысячи бумажных цветов на палочке. Их задача выпекать другие блины. Пропагандистские, жирные, с припёком. Растолковывать послания тупым народным массам, почтительно читать доклады на темы вроде «Жестокая правда истории и общность судьбы». Писать и издавать за казённый счёт пустейшие, бездарнейшие книги.
Не успел Лидер нации договорить фразу про то, как «направить внимание общества на историю наших современников», а у ассамблеек – обана! – книжка-отклик уж готова.
Надо заметить, у ассамблейки ничего не бывает просто так. Если книга, то книга-отклик. Если концерт, то концерт-память. Если вечер, то вечер-воспоминание. Если фильм, то непременно фильм-благодарность. Культовое программно-гуманистическое ассамблейское кино – фильм «Жерұйық». «Фильм-благодарность казахстанских корейцев, немцев, турок, чеченцев, курдов и других казахскому народу». Авторы подошли к теме с реалистических позиций. Чтобы зритель-баран не запутался в персонажах, депортированным «корейцам» повязали белые повязки на лоб. При сорокаградусном морозе. Очень трогательно, а главное, жизненно.
Ассамблейка – правоверная нуротанка и великая учёная. Кандидат, а то и доктор наук. В названии своей диссертации не понимает значения половины слов.
Культмассовый сектор тоже в её ведении. Усядутся агашки за богатые столы, чем услаждать слух и взоры? Жыртықбай Тесiкбаевич со товарищи уже наелись и здорово набрались. Созрели для пикантных зрелищ. А вот покладистые девушки из молодёжного крыла сейчас исполнят восточный танец.
Ассамблейка не оставляет своим назойливым попечением даже невинных детей. Это с её подачи созданы в школах детские (!) Ассамблеи и культурные центры. Ничего, что у председателя ноги до пола не достают, зато всё остальное как у больших – два зама, графин с затхлой водой. Завиральные планы и резолюции. Не по-детски скрупулёзные подсчёты, сколько в школе корейцев, немцев, украинцев… Взрослое враньё.
Много, много забот у ассамблейки. Руководить переброской и развёртыванием частей народного ассамблейского ополчения на ежегодные сессии. Чеканить патриотические мантры и художественно свистеть. Инспирировать вставание. Ещё в комсомоле наблатыкалась, спасибо партии родной. Первой аплодировать и первой смеяться над несмешными шутками и анекдотами.
Ассамблеять.
Поздним вечером вернётся она с ассамблейских игрищ домой. Свалит на стол охапку надаренных букетов с гостинцами. В полном упоении собой огладит перед зеркалом сдобные бока, поправит пышный локон – эх, хороша! Что ни говори, а жизнь удалась…
Выкурить из номенклатурной норки уютно пригревшуюся ассамблейку невозможно ни лаской, ни строгим увещеванием.
Только ногами вперёд.
Чтоб она была здорова.
***
© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.







