Война Миров. Дональд Трамп провоцирует Иран

Действия президента США лишний раз заставляют сомневаться в дипломатии, как в надежном инструменте разрешения международных противоречий

Своей нелюбви к Ирану Дональд Трамп никогда не скрывал. В американском истеблишменте двойная травма захвата посольства США в Тегеране 4 ноября 1979 года и провальная военная операция по освобождению дипломатов-заложников больнее всего отзывается в Республиканской партии. Однако угрозы американского лидера в адрес Ирана за нарушение «ядерной сделки» 2015 года многие восприняли как начало подготовки Вашингтоном войны с Тегераном.

Многие американские эксперты сами говорят и пишут о том, как здорово было бы вернуться в ситуацию а-ля шах Мохаммед Реза Пехлеви, когда США и Иран являлись стратегическими союзниками. Но сами же указывают на то, как много всего поменялось с 1979 года. Одно дело строить отношения с режимом, который экзальтированно проводил вестернизацию, и совсем другое политические наследники аятоллы Хомейни, назвавшего США Большим Сатаной.

Дональд Трамп провоцирует Иран
Повреждённый символ США на здании бывшего посольства в Тегеране. Фото: wikipedia.org
Повреждённый символ США на здании бывшего посольства в Тегеране. Фото: wikipedia.org[/caption]

Для администрации Барака Обамы Венское соглашение по иранскому атому 2015 года стало крупнейшим внешнеполитическим успехом. Дональд Трамп всегда называл его «ужасным». Правда, время и условия для выхода Вашингтона из ядерной сделки с Тегераном хорошими не назовешь. Только-только закончилась перепалка главы Белого дома с КНДР, где если перевести дипломатические формулировки в обычные, то США и Северная Корея обкладывали друг друга отборной матерщиной. До ядерной войны при этом не дошло (она обещает 8 млн. трупов на Корейском полуострове в первые 40 минут боевых действий), но осадок остался.

Обращение Трампа к пересмотру «ядерной сделки» между Ираном и «шестеркой» именно в свете ядерной программы КНДР выглядит очень примечательно. Пхеньян с пути создания ядерного оружия ни куда не свернул даже под прессингом жестких комплексных международных санкций и его боятся трогать. Тегеран пошел навстречу всем постоянным членам Совбеза ООН (США, Россия, Китай, Франция, Великобритания) плюс Германии и теперь получил новый виток угроз со стороны Вашингтона. После этого лишний раз задумаешься о том, как сложно жить в современном мире без атомной бомбы.

Американский президент хоть и заявляет, что может выйти из соглашения в любое время, но на самом деле процедура довольно сложная. Во-первых, она проведена под эгидой Совета безопасности ООН. Во-вторых, даже европейские союзники Белого дома открыто заявляют, что из ядерной сделки с Ираном выходить не будут. У Евросоюза, например, по этому поводу имеются как политические, так и экономические соображения. Один «Эйрбас» подписал твердый контракт с Iran Air на поставку 100 самолетов на миллиарды евро. У Брюсселя уже сформировалась стандартная формулировка на действия Дональда Трампа хоть по Парижскому соглашению, хоть по ЮНЕСКО – там выражают сожаления и от дальнейших комментариев отказываются.

В случае и Ираном Федерика Могерини, руководитель внешнеполитической службы Евросоюза, заявила, что ЕС будет выполнять условия ядерной сделки с Тегераном, поскольку она делает мир безопасней. Еще еврокомиссар выразила надежду Брюсселя, что и другие участники соглашения будут поступать так же. Россия и Китай тем более на стороне Ирана, поскольку он крайне важный партнер для обеих держав и многие вещи без его участия нельзя решить в принципе. МАГАТЭ, кстати, никаких нарушений со стороны Тегерана не обнаружило. Когда Трамп в своих ежетрехмесячных выступлениях-отчетах перед конгрессом подтверждал соблюдение Ираном условий ядерной сделки, то он опирался именно на выводы МАГАТЭ. Последние же обвинения в иранский адрес основываются на информации из неизвестных источников.

Выход США из сделки по иранской ядерной программе совершенно не означает, что Тегеран вновь оказывается под санкциями Совбеза ООН. Поэтому Дональд Трамп предлагает переделать соглашение и внести в него дополнительные пункты. Например, ограничить Иран по ракетам. Несмотря на всю оригинальность, предложение главы Белого дома не находит положительного отклика у других участников ядерной сделки. Еще американский лидер обвиняет Тегеран в спонсорстве терроризма и Вашингтон вводит односторонние санкции в отношении Ирана.

Наиболее абсурдными выглядят обвинения иранского руководства в поддержке «Аль-Каиды» и «Талибана». Данные структуры откровенно суннитского толка и выступают конкурентами «Хезболле» и другим шиитским организациям, которые Тегеран объективно поддерживает. Подобные вещи заставляют ряд наблюдателей исходить из того, что заявления американского президента направлены в первую очередь на внутриамериканскую аудиторию, которая не искушена в нюансах международной политики.

Дональд Трамп с самого начала считал плохими все соглашения, которые были подписаны предыдущей администрацией. Поэтому что выход из ТТП (Транстихоокеанское партнерство), что из соглашения по иранскому атому для действующего президента США стоят в одном ряду. Однако если ТТП – это в первую очередь экономические вопросы, то ядерная программа Ирана ставит в мировую повестку вопросы войны и мира в очень чувствительном регионе планеты.

В американском политическом классе сторонников враждебного отношения к Ирану достаточно много и здесь президент Трамп не одинок. А вот на внешнем контуре союзниками Вашингтона по обострению отношений с Тегераном выступают главным образом Израиль и Саудовская Аравия. Для Тель-Авива режим Исламской Республики Иран выступает экзистенциальным (и не только) врагом, а Эр-Рияд видит в Тегеране принципиального регионального соперника и конкурента.

В свете происходящих событий особенную важность приобретает реакция собственно Ирана, обвиненного президентом США в широком спектре безобразий, пусть и предельно фейковых. Аятолла Али Хаменеи, рахбар (верховный лидер Ирана) в среду 18 октября подтвердил приверженность своей страны соглашению с «шестеркой». В общем, Тегеран выйдет из договоренностей 2015 года только в том случае, если Дональд Трамп разорвет их.

Определенную ясность должен внести американский конгресс, которому президент США дал 60 дней для принятия решения о возобновлении экономических санкций против Ирана, которые были отменены в рамках договора по атомной программе этой страны. Ситуация усложняется тем, что Тегеран уже находится в санкционном пакете против него, России и КНДР, который подписан Трампом 2 августа текущего года. Как бы то ни было, но с пятницы 13-го американский лидер запустил новый виток повышения градуса геополитической температуры. И пусть США в своем новом начинании находятся в полуизоляции, Дональда Трампа подобные обстоятельства не особенно смущают. Он полагает, что и в одиночку может достаточно много.

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.