Принятый два года назад в Казахстане закон о госаудите не работает, констатирует депутат

Астана. 6 ноября. КазТАГ — Оксана Скибан. Принятый два года назад в Казахстане закон о государственном аудите и финансовом контроле не работает, заявила депутат мажилиса парламента РК Гульжана Карагусова.

«У органов госаудита и финконтроля новые правила и подходы при проведении контрольных мероприятий, ориентир которых должен был быть направлен на выявление причин, позволяющих предотвращать, пресекать финансовые нарушения и создавать условия для их недопущения в будущем. Однако несмотря на то, что данный закон («О государственном аудите и финансовом контроле» — КазТАГ) действует уже почти два года, к сожалению, методы работы органов госаудита пока не изменились», — сказала Г. Карагусова в понедельник в мажилисе на правчасе по вопросам совершенствования госаудита и финконтроля.

Как она указала, по-прежнему органы госаудита осуществляют комплексную ревизию по итогам исполнения бюджета, то есть «когда средства уже использованы и выявляются уже совершенные нарушения».

«Информации о количестве и суммах нарушений предостаточно — как в отчете правительства об исполнении бюджета, так и в заключении Счетного комитета к нему. Однако в отчетах, к сожалению, очень мало аналитической информации о причинах неосвоения бюджетных средств. Представляются только факты — сколько выделено средств, сколько потрачено, в лучшем случае указано, на что потрачены средства. Но нет данных о конечных результатах — каков он, к чему пришли», — заметила парламентарий.

«Хотя в Бюджетном кодексе четко регламентировано, что «конечный результат» — это изменение состояния уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики и других отраслей госуправления, обусловленное достижением прямых результатов деятельности определенного государственного органа. К сожалению, анализа изменения состояния уровня и качества жизни населения, изменения состояния экономики, обусловленное достижением прямых результатов деятельности определенного государственного органа, мы до сих пор не видим ни в отчете правительства, ни в заключении Счетного комитета», — добавила Г. Карагусова.

В настоящее время, по ее словам, также органы госаудита вместо оценки и анализа эффективности использования бюджетных средств и активов государства проводят только аудит соответствия, то есть насколько объект госаудита соблюдает нормы законодательства РК.

«Хотя Счетный комитет в соответствии с законом должен уйти от операционного контроля и работать по-новому, проводить госаудит по всем видам — по финансовой отчетности, по эффективности и по соответствию, как регламентирует закон. Согласно действующему закону, процедурные стандарты внутреннего госаудита утверждаются уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту — по согласованию со Счетным комитетом. А процедурные стандарты внешнего аудита и финансового контроля разрабатываются и утверждаются только Счетным комитетом», — уточнила депутат.

Она пояснила, что считает это некорректным, так как в основу процедурных стандартов включаются одни и те же принципы аудита, и, в целях достижения согласованности процедур госаудита и финансового контроля, было бы целесообразно и эти стандарты также согласовывать с правительством.

«Кроме того, на сегодня в бюджетном законодательстве критерии эффективности использования бюджетных средств нечеткие и размытые. В рамках совершенствования бюджетного законодательства правительством было дано обещание до конца текущей сессии выработать четкие критерии эффективности. Данные критерии должны способствовать аудируемым объектам эффективнее расходовать бюджетные средства, а аудиторам облегчить работу в части определения и предупреждения рисков финансовых нарушений», — считает Г. Карагусова.

Как заключила парламентарий, в целом реализованные нормы закона показали положительные результаты, но наряду с положительными результатами имеются и отрицательные моменты, поэтому депутаты инициировали поправки с учетом недочетов, выявленных в ходе реализации закона «О государственном аудите и финансовом контроле».

«Поправки направлены на улучшение кадрового состава органов госаудита и финконтроля. Определены основные функции служб внутреннего аудита по проведению аудита эффективности, который предполагает в большей мере аналитическую деятельность на основе системы управления рисками с минимизацией проверок непосредственно на объекте, что также позволит предупреждать финансовые нарушения. Законопроект регламентирует оперативное взаимодействие служб госаудита и внутреннего контроля, чтобы исключить проведение бесконечных и необоснованных проверок», — резюмировала она.