Дипломатический скандал в Центральной Азии оборачивается неблагоприятными последствиями для России и Европы

Эскалация споров между Казахстаном и Кыргызстаном вредит интересам даже находящихся в далеком Лондоне компаний, и все более насущной становится необходимость того, чтобы Россия вмешалась в ситуацию с целью примирения своих союзников

Издание Creamer Media's Mining Weekly со ссылкой на информационное агентство Reuters опубликовало переданную из кыргызского города Канта статью под названием «Diplomatic row in Central Asia hurting Russia and Europe» — «Дипломатический скандал в Центральной Азии оборачивается неблагоприятными последствиями для России и Европы».

В предисловии к ней говорится так: «Эскалация дипломатических и торговых споров между Казахстаном и его малым центрально-азиатским соседом Кыргызстаном вредит интересам даже находящихся в далеком Лондоне компаний, и все более насущной становится необходимость того, чтобы Россия вмешалась в ситуацию с целью примирения своих союзников».

Далее в самой статье излагается следующее: «Акции горнодобывающей компании Kaz Minerals, котирующейся на британской фондовой бирже, обесценились в прошлый четверг более чем на три процента после того, как правительство Кыргызстана ненадолго приостановило работы на ее руднике по добыче золота и меди, очевидно, в отместку за то, что Бишкек называет «блокадой» границы, введенной Астаной».

Дипломатический скандал

Такая критическая ситуация в отношениях между Казахстаном и Кыргызстаном сложилась не сразу и не вдруг. Официальный Бишкек в лице президента Алмазбека Атамбаева встал на скользкий путь проверки терпения официальной Астаны еще несколько месяцев назад. Вначале его выпады в адрес казахстанского руководства выглядели вполне безобидными, хотя уже могли при других обстоятельствах вызвать публичную негативную реакцию. О чем же идет речь? Напомним. 12 июня, практически сразу же после открытия международной выставки ЭКСПО-2017 в Астане, Алмазбек Атамбаев, посетивший накануне выставочный комплекс стоимостью $3 миллиарда, заявил так: «Если бы я потратил столько денег, меня бы сожгли, наверное. (…) Я позавидовал, честно скажу. Мы не можем все время быть страной, ограниченной в финансах. Мы должны вносить свою лепту в то, чтобы наша страна стала богатой, даже с отсутствием нефтяных и газовых ресурсов, но, продвижением в человеческом плане. Это — наиболее верный путь». С одной стороны, он вроде бы позавидовал Казахстану. Но, с другой стороны, его эта речь содержала двусмысленные намеки, способные уязвить самолюбие казахстанского руководства. Если называть вещи своими именами, он прямо дал понять, что в других странах властям вкладывание столь больших объемов казенных денег в крупные имиджевые проекты просто так не сошло бы с рук и что Кыргызстан выберет себе не столь затратный, а, следовательно, более «верный путь». Но представители официальной Астаны, озабоченные тогда в первую голову формированием позитивного информационного фона вокруг ЭКСПО-2017, попросту не обратили внимания на эту речь главы соседнего государства. Или — сделали вид, что не приняли содержащиеся там язвительные намеки как колкости в свой адрес.

Через месяц с лишним, 20 июля, Алмазбек Атамбаев выступил против перехода стран СНГ на латиницу, заявив о том, что это не сближает тюркские народы, а отдаляет их друг от друга. По его словам, каждое предложение о смене алфавита содержит новое объяснение причины.

«Вот, например, называют причину: латиница является алфавитом всех развитых стран, переход на латиницу поможет развитию экономики страны. Но разве помешало Японии и Корее то, что там используют иероглифы? Разве мешают иероглифы развиваться экономике Китая? И в то же время разве латинский алфавит, принятый в ряде стран Африки, помог им преодолеть бедность?», — риторически вопрошал Атамбаев.

В этом случае он в своих усилиях, которые вполне могли бы быть восприняты как попытки вывести из себя казахстанское руководство, пошел дальше. Он фактически вступил в заочную полемику с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, сказавшим в своем выступлении на V Всемирном Курултае казахов следующее: «И, несмотря на то, что у нас был один язык, мы писали на трех письменностях и не понимали даже, кто что пишет. Это могло разобщить потомков казахов, разбросанных по всему миру, с одной стороны, с другой — отдаляло нас от достижений техники и науки, которые сейчас все в интернете. Мы взялись за работу, чтобы исправить все это. Переход казахского языка на латиницу сплотит нас больше». Хотя А.Атамбаев в своем этом выступлении не называл имен, было ясно, что он берется дезавуировать аргументы именно лидера РК в пользу латинской графики. Но в Астане снова промолчали, исходя, видимо, из тех соображений, что вступление в публичный спор с руководством соседней братской республики по языковому вопросу ничего хорошего не сулит.

А 7 октября Алмазбек Атамбаев выступил уже с открытым забралом и позволил себе жесткие высказывания в адрес руководства Казахстана. В этот раз упреков было много, и их двоякое понимание совершенно исключалось. Так что официальной Астане не оставалось ничего другого, кроме как, образно говоря, принять брошенную перчатку. Вот так и сложилась та кризисная ситуация, о которой речь идет в вышеназванной публикации. И неизвестно, чем все это может закончиться. Ясно же пока только одно. То, что такие кризисы не возникают по воле случая и спонтанно. Следовательно, остается ожидать дальнейшего развития ситуации.

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.