Чтобы вы понимали, налоговые гавани обещают своим клиентам повышенную конфиденциальность, и даже если требуется указывать реальных владельцев создаваемых в офшорах компаний, можно этого не делать – их сложно и даже невозможно отследить.
Для бизнесменов глобального порядка такие фирмы – это настоящая отдушка: не нужно создавать офисы и нанимать новых и дорогих сотрудников. Можно оптимизировать налоги, которые пришлось бы уплачивать в своей стране. Появляется возможность заработать приличный капитал – благо, компании с непонятным списком учредителей, зато с солидными, вселенскими брендами, могут беспрепятственно вести бизнес в любой стране мира.
Но открыть компанию в офшоре непросто. Юридические конторы, которые регистрируют юридические лица, пытаются зарабатывать свой хлеб честно. Прежде чем компания появится на свет, вылупится, что называется, из яйца идеи, бенефициаров проверяют. Чтобы среди них не было государственных служащих, коррупционеров, криминальных авторитетов. Но все равно мышь где-то, да проскочет: возможно, в более известных в определенном смысле учредители той или иной компании превращаются позже.
Другое дело, что такие юридические конторы впоследствии становятся источником компромата, начиная с августейших особ и глав государств, настоящих и бывших, и заканчивая бизнесменами средней руки в мировом масштабе, но зато очень заметными, топовыми, – в национальном.
«Панамское досье» год назад сотрясло Казахстан: в списке бизнесменов, ведущих свой бизнес в оффшорах, оказались 260 физических лиц, около двух десятков компаний и посредников и два с лишним десятка юридических адресов.
Еще одна утечка из другой юридической фирмы, на этот раз, из Бермуд, названная журналистами «Файлы райских островов» и обнародованная 5 ноября, в этом смысле оказалась куда скромнее в смысле «представленности» казахстанского бизнеса в этом конкретном офшоре. Всего-то один опальный олигарх (конечно, Мухтар Аблязов), один министр, руководитель ведущей национальной компании «КазМунайГаз» и несколько банкиров, еще недавно возглавлявших опять же, ведущий, банк в Казахстане – Казкоммерцбанк.
Благодаря этому досье вдруг стало понятно, что страна живет не так уж и плохо. По крайней мере, отдельные ее представители.
Обозревать новые офшорные похождения Мухтара Аблязова уже нет желания. И так ясно, что он изворотлив, как уж. И если уж, простите за каламбур, появляется хоть малейшая возможность не плыть в русле реки, то он обязательно оставит свой след на берегу. Не на том, так на этом. Если не на Панаме, так на Бермудах – точно.
Другие фигуранты Бермудского дела, конечно, менее заметны на бизнес-поле. Они не так сильно увлечены интенсивным извлечением капитала из воздуха. Тем не менее, заслуживают отдельного упоминания. Их имена стали настоящей неожиданностью для публики, уже реально подуставшей от скандалов подобного рода: сотрясение воздуха, и только.
В числе тех, кто удостоен внимания авторов «Райского досье», оказался министр оборонной и аэрокосмической промышленности (оказывается, есть такое ведомство! не путать с министерством обороны) Бейбут Атамкулов.
Бейбут Атамкулов, как следует из архива, руководит компанией Centraz Finance Ltd., зарегистрированной в 1998 году на Мальте. Казалось бы, дела давно минувших дней. Но, как выяснили расследователи, фирма до сих пор занимается производством винограда и продажей вина. В руководство компании также входит его брат Ерлан Атамкулов – бывший глава казахстанских железных дорог. Досье в интернете напоминает, что он ушел в отставку еще в 2007 году из-за коррупционного скандала, который, похоже, ничем так и не завершился.
Сам же Бейбут Бакирович занимает пост министра с 2016 года. Ранее он руководил Южно-Казахстанской областью, работал в правительстве и на дипломатической службе.
Среди фигурантов неожиданно оказался и Сауат Мынбаев, глава самой главной нефтяной компании Казахстана. Согласно «Райскому досье», он входит чуть ли не в список миллиардеров – уж миллионер он точно. И в одной связке с ним действовали, причем, как соучредители одной компании, бывшие акционеры Казкоммерцбанка.
Речь о Meridian Capital, учрежденной на Бермудских островах в 2002 году. Эту компанию организовали несколько человек, достоверно неизвестно, кто именно, но в 2006 году в число акционеров входили известные нам персоны: экс-владелец Казкоммербанка Нуржан Субханбердин (25%), Сауат Мынбаев (18,75%) и председатель Казкоммерцбанка Нина Жусупова (12,5%).
Источники утверждают, что г-н Мынбаев владел одной пятой компании и много позже – в 2011 году, когда он приобрел солидный опыт на госслужбе, поработав и заместителем премьер-министра, и министром различных ведомств.
Что касается его партнеров-банкиров по бизнесу, то досье Бермудских островов не содержит более поздней информации, но очевидно, что топ-менеджеры Казкоммерцбанка использовали различные возможности, в том числе и финансового института, чтобы развивать бизнес под зонтом Meridian Capital.
По данным «Райского досье», активы оффшорной компании в 2006 году оценивались в $3 млрд. Вполне возможно, что за последние 10 лет они многократно увеличились. Но никто не скажет это с большой долей уверенности.
Все эти скандалы с оффшорными компаниями, по идее, – это тревожный звон колокола: государственные органы должны проверить всех фигурантов и выяснить, не использовали ли они служебное положение при заключении различных контрактов от имени оффшорной фирмы, не уходили ли они от налогов, какое отношение они имеют к компаниям в налоговом рае, должно ли быть им дозволено занимать высокие должности в государственных и квазигосударственных структурах.
Увы, так бывает только в идеале, и даже в большинстве развитых стран это больше информация для размышления, чем сигнал к решительным действиям. Что уж о нас говорить – через неделю все забудут про Рай: информационная лента наматывается на клубок истории стремительно и безвозвратно…
***
© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.