С введением АСП с 1 января 2018 года большинство семей, которые раньше получали разные государственные пособия, будут вынуждены постоянно доказывать свою нужду.
Пожалуй, первой эту тему подняла общественный деятель Алия Садырбаева, очень внимательно читающая социальные нововведения, которые планирует внедрить министерство труда и социальной защиты населения РК.
«С 2018 года по всей стране начнут действовать участковые комиссии, в функции которых будет входить «обследование материального положения семьи», претендующей на получение от государства социального пособия на детей. Данные комиссии будут обследовать материальное положение семей и составлять акты. И эту унизительную процедуру подтверждения доходов гражданам придется проходить каждые 3 месяца», – написала Алия на своей страничке в Facebook.
Понимая, что за этим стоит, в выражениях она не стесняется: «Это что-то типа отрядов по раскулачиванию зажиточных элементов времен эпохи военного коммунизма 20-х годов прошлого века. Только в данном случае в роли «зажиточных» государство видит многодетные семьи». И она задается вопросом: «До какой же еще степени унижения должен дойти народ, чтобы получить хоть какую-то помощь от государства?».
Она предложила министрам и депутатам, получающим «оклады, в 50 раз превышающие минимальный размер заработной платы», альтернативу от общества: «Может быть, нам создать аналогичные комиссии с целью определения эффективности вашей работы по улучшению благосостояния граждан? Может быть, тогда бы вы задумались о том, как облегчить, а не усложнить жизнь народа?».
Она смело, как Матросов, готова броситься на амбразуру, и вызвала Тамару Дуйсенову, главу социального ведомства, на теледебаты в прямом эфире, чтобы та разъяснила «всем нам суть своей позиции в разрабатываемых ее ведомством законах».
***
Однако г-жа Дуйсенова в прямой эфир не пошла. Она предпочла вещать из министерского кабинета, не покидая своего кожаного кресла. И на этом, как говорится, спасибо – то, что члены правительства стали отвечать на «провокации» – уже хорошо, еще несколько лет назад их астанинскую закаленную броню нельзя было пробить одним только словом.
Так что думает министр труда и соцзащиты, сидя в Астане? Этих «что» много. Держитесь там, в регионах.
Что просветительские поездки по регионам нужно продолжить – они более полезные, чем теледебаты. Что размер новой АСП будет однозначно больше размера ныне существующих пособий. Что «оценка нуждаемости при оказании социальной помощи является общепризнанной в мире практикой – так называемое "means tested benefits" (пособие на основе проверки нуждаемости) сегодня широко применяется во всех странах ОЭСР. При этом наряду с проверкой информации в соответствующих государственных базах данных используется метод оценки жизненной ситуации семьи непосредственно по месту ее жительства».
А вообще – участковые комиссии, или междисциплинарная команда экспертов, создана аж в 2002 году. В нее входят «сотрудники акимата, органов социальной защиты населения, образования, медицинских организаций, а также представители общественных объединений».
И вообще, господа общественные деятели, так и читается между строк, оценка нуждаемости проводится не тотально, а лишь в тех случаях, «когда возникают сомнения в достоверности представленных сведений или требуется оказать помощь лицам (семьям), которые по тем или иным причинам не обратились с заявлением о помощи, находясь в трудной жизненной ситуации».
Вот так: шах и мат. Есть забота о малообеспеченных семьях, и, главное, о тех, кто нуждается в такой помощи, но еще не получал ее!
И вы знаете, министру хочется верить. Это же не зазывала на распродаже залежалого товара.
***
Если внимательно ознакомиться с ответом, то, конечно, становится ясно, что просто меняется формат оказания социальной помощи, он действительно не ухудшает и не сужает (пока!) возможности получения материальной поддержки. Но – вот где собака зарыта – рост размеров пособия будет связан исключительно с повышением черты бедности и предстоящим увеличением прожиточного минимума. То есть, «новый формат» никак не способствует росту благосостояния сам по себе. И это правда.
Но еще одна правда заключается в том, что новый формат, здесь уж, извините, сразу несколько пунктов: труден для восприятия, требует от соискателей госпособий заново выступать в роли номинатов, обивать пороги местных акиматов, заново собирать документы, доказывать членам участковых комиссий свою правоту в притязаниях на госпомощь и пр.
Конечно, это далеко не полный список, наверняка члены этих участковых комиссий будут получать надбавку за новые общественные обязанности и еще трамбовать желающих получать и без того полагающееся им довольствие на предмет «пакетов благодарности» за решенный вопрос.
А еще для тех семей, кто раньше получал различные пособия, есть риск оказаться без средств существования до тех пор, пока новые документы не будут представлены, соответствующая комиссия не проверит благосостояние семьи за роскошным дастарханом. Ведь пособия не назначаются и не выплачиваются «задним числом» – только с момента обращения.
***
Что касается этой загадочной АСП, попытаюсь внести некоторую ясность. Чтобы народ не дремал. Правда, сразу скажу, обладая высшим юридическим образованием, разобралась я лишь слегка – что уж говорить об аульном, непросвещенном, народе.
Итак, АСП нового формата, объясняет министр Дуйсенова, объединяет в себе три существующие социальные выплаты для малообеспеченных семей: три в одной.
Первая — это адресная социальная помощь, предоставляемая на каждого члена семьи, при условии, когда среднедушевой доход семьи составляет менее 40% от величины прожиточного минимума.
Комментарий. Прожиточный минимум с 1 января 2018 года будет установлен на уровне 28 284 тенге. Этот вид помощи подразумевает, что если на члена семьи приходится доход меньше 11 313 тенге, то семье предназначена адресная социальная помощь. Размер помощи не уточняется. Но, поскольку размер этого пособия на человека, согласно ныне действующему закону, составляет разницу между среднедушевым доходом и чертой бедности на каждого члена семьи, то, значит, доход будут «подтягивать» с госпомощью до уровня черты бедности – 14 142 тенге в 2018 году.
Вторая. Детские пособия, назначаемые на детей до 18 лет в размере 1,05 МРП или 2 383 тенге в текущем году, если среднедушевой доход семьи ниже 60% от величины прожиточного минимума;
Комментарий. Это значит, что если доход на члена семьи составляет 16 970 тенге, то семья на каждого ребенка до 18 лет будет получать детское пособие в размере 2383 тенге.
Третья. Специальное государственное пособие, предоставляемое независимо от дохода семьям, имеющим четырех и более несовершеннолетних детей. (Для семей, которым спецгоспособие назначено до 1 января 2018 года, его выплата будет сохранена до утраты получателями права на данные выплаты, т. е. до достижения детьми совершеннолетия).
Комментарий. Министр не называет размер пособия. Кроме того, неясно, будет ли этот компонент АСП назначаться после 1 января 2018 года. Судя по всему – нет. А это значит, что размер АСП по сравнению с сегодняшним днем хоть и вырастет в 2018 году, но будет уменьшаться с течением времени, по мере взросления детей в многодетных семьях.
***
P.S. Честно, говоря, в существующей системе социальной поддержки населения очень много странностей и подводных камней. Если ведомство Тамары Дуйсеновой согласится ответить нам не канцелярским, а человеческим языком на все наши вопросы, ZONAkz с удовольствием воспользуется этой возможностью и составит полный свод социальных возможностей для казахстанцев. Полагаем, что это даже лучше, чем разъяснительные встречи министра в регионах для избранной публики…
***
© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.