Еще слишком рано праздновать падение Мугабе в Зимбабве

Государства в настоящем смысле слова не возникают там, где нет для этого зрелой основы

Газета Irish Times опубликовала статью Билла Коркорана под названием «Too soon to celebrate downfall of Mugabe in Zimbabwe» — «Еще слишком рано праздновать падение Мугабе в Зимбабве».

В предисловии к ней говорится так: «При необходимости добиться объявления свободных выборов и впредь должно оказываться давление на правящую партию Zanu-PF».

Далее уже в самой статье излагается следующее: «То, что увидел мир, было не чем иным, как кульминацией многолетней борьбы за власть внутри партии Zanu-PF с участием представителей правящей партийной элиты.

Произошло же, по сути, следующее: вмешательство зимбабвийской армии имело целью связывание рук Мугабе с тем, чтобы он не смог продолжать защищать свою сделавшуюся уже безнадежной позицию с использованием государственных ресурсов от врагов, окопавшихся внутри его собственной партии.

Эммерсон Мнангагва
Новый лидер Зимбабве Эммерсон Мнангагва вступил в должность после отстранения Роберта Мугабе от должности президента после почти четырех десятилетий пребывания. Фото: irishtimes.com

Представители Zanu-PF из числа ветеранов борьбы за независимость приступили к выведению из игры той фракции в своем движении, которая удостоилась благосклонности Мугабе и грозила узурпировать их контроль над властью. Эта фракция под названием «Поколение 40-летних» состояла из более молодых людей, которые хотели утвердить Грейс, непопулярную жену Мугабе, в качестве следующего президента страны».

Получается, что победили давние соратники бывшего уже главы государства. То есть – те люди, которые находились рядом с Робертом Мугабе с 1980 года до настоящего времени или, иначе говоря, на протяжении всего 37-летнего периода его президентства, который был отмечен превращением Зимбабве из одного из самых благополучных стран черного континента в беднейшую в мире страну. Как же это происходило?

В 1980-е годы самой привлекательной в смысле развитости и упорядоченности внутренней жизни страной Африки для прибывающих извне казалось Зимбабве, остававшееся под названием Северная Родезия и под властью белых европейцев вплоть до конца 1970-х годов.

Сейчас, поздней осенью 2017 года из 10 миллионного населения этого государства ровно половина, то есть 5 миллионов человек, голодает и нуждается в международной гуманитарной помощи. Примечательна такая оценка из страноведческих справочников об этом государстве: «После обретения независимости в 1980 Зимбабве относилась к числу наиболее экономически развитых стран на африканском континенте. В настоящее время Зимбабве относится к числу наиболее бедных государств африканского континента». Что называется, нечего ни отнять, ни прибавить. С 2000 года, когда власти страны стали попустительствовать выставлению в глазах африканского большинства своего населения крайне немногочисленных местных белых жителей виновниками ухудшения социально-экономической ситуации, до начала 2017 года экономика Зимбабве переживает непрерывный спад. Безработица зашкаливает за отметку в 94 %, постоянно испытывается нехватка товаров первой необходимости. ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) составляет 200 долл. Это самый низкий показатель среди всех стран и территорий мира.

Но для населения как этого государства, так и всей Африки голод, традиционный враг африканцев, утратил значение главного бедствия. И вовсе не потому, что проблема нехватки пищи для людей на этом континенте уже решена. Она по-прежнему злободневна, но ее по эффективности уничтожения людей сегодня уже обошел СПИД. По оценке специалистов Организации Объединенных Наций, сейчас у 15-летнего юноши из Зимбабве шанс дожить до пятидесяти лет составляет 50 процентов. То есть если он не погибнет от голода, то может умереть от СПИДа.

Это характерная для Африки картина. А ведь еще совсем недавно Зимбабве выглядела благополучней других африканских стран. Получается вроде бы такая градация: чем поздней время расставания с европейскими угнетателями, тем благополучней состояние. Вот такая выходит свобода от господства западного человека. Парадокс, да и только. Но он как раз и говорит о том, что государства в настоящем смысле слова не возникают там, где нет для этого зрелой основы.

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.