Социальный шок: в Казахстане пенсионный возраст для мужчин повысили всего на 3 года, а для женщин – на 8 лет!

Советскую систему социальной защиты в независимой стране мы похоронили почти сразу – не справлялись с выплатами. «Изобрели» новую, и вот спустя почти 27 лет можно подвести первые, очень неутешительные, итоги

Эта женщина – едва ли не икона стиля на нашей улице. Когда она отправляется с мужем под ручку в вечернем наряде в бар, слышат все соседи: цок-цок, стучат ее каблуки. Точно также, под это мерное узнаваемое цокание парочка возвращается домой, чаще – около полуночи.

Она – англичанка, практически никогда не стоит у плиты – судя по ее покупкам в ближайшем супермаркете. Как-то мы встретились у кассы, рассчитываясь за товар. У нее с мужем была полна тележка всяких чипсов, сока, алкоголя. И все это они собирались нести в руках.

Я предложила их подвезти. Вот тогда и узнала, что живут они в Испании постоянно уже несколько лет. Что Венди и ее супруг уже на пенсии. «Как? – изумилась я, – вы очень молоды, вам лет 50-55, не больше!». На что Венди сказала, улыбаясь своей роскошной голливудской улыбкой: «Мне уже 67!».

Сегодня я копаюсь в своей памяти, чтобы вытащить на свет божий похожие примеры из казахстанской жизни. Помню, как моя мама уже в 50 мечтала о пенсии: «Вот стукнет мне 55, ни дня не буду работать, сразу – на пенсию!». Ее молодость и вся жизнь не были легкими: личное подсобное хозяйство, в пять утра подъем, чтобы подоить корову и препроводить в общественное стадо, потом накормить домашнюю живность и птицу, зимой – растопить печь в доме, приготовить завтрак и еду для семейства на целый день, потом бежит на работу. Выходных не было никогда – уборка, стирка, огороды – полив, прополка, уборка урожая, консервирование и пр.

Еще свежи впечатления, как ждала своего 58-го дня рождения моя коллега. Это было как раз в то время, когда в Казахстане обсуждалось предложение о повышении пенсионного возраста для женщин. «Слава Богу! – радовалась Гульсим, – я выйду на пенсию в 58!». Правда, этого момента она едва дождалась: ухудшилось здоровье, перенесла две операции, едва выкарабкалась…

Эти параллели я привела неслучайно. Англичанки выходят на пенсию в 60 лет и чувствуют себя превосходно. Я почему-то уверена, что если бы Венди не была замужем, то она обязательно нашла бы себе бойфренда, это сразу чувствуется по взгляду и по походке – вкус к жизни ею явно не утрачен.

Наши мамы выходили в 55, наши современницы – в 58. Нам же, родившимся в 60-х, пенсия светит в 63.

Пытаюсь мысленно поставить нас всех в ряд, когда нам было/будет 67, то Венди окажется непревзойденной по красоте, энергии, здоровью, жизненному потенциалу и пр. Вот что значит – развитая страна, высокое качество жизни, устроенный быт, высокие социальные гарантии.

К этому мы, как страна, можем приблизиться только по одному показателю – пенсионному возрасту, и даже превзойти этих ненавистных англичанок!

пенсионный возраст

***

Итак, в 2013 году очень быстро, безо всяких обсуждений и, не прислушиваясь к мнению различных общественных объединений, парламент принял решение приступить к повышению пенсионного возраста женщин с 2014 года в течение 10 последующих лет.

Вот такая молниеносная война против женщин всей страны. Чиновники посчитали, что женщин надо приравнять к мужчинам (а как же, гендерное равенство!), дать им возможность задержаться на работе подольше, а заодно, совсем позабыв о своем предназначении в жизни, заработать на будущую пенсию побольше.

Так, чистая теория без практических выкладок, без исследований и обоснований. Без привязки к продолжительности жизни, влиянию на рынок труда, многочисленным социальным аспектам.

Общественное возражение услышано не было. Впрочем, как всегда.

Единственное, глава государства вмешался в ситуацию, и в результате было принято компромиссное решение: перенести повышение пенсионного возраста для женщин с 2014 на 2018 год.

И вот этот момент уже настает…

***

Казахстан переживает пенсионные пертурбации уже третье десятилетие. Стоит ли углубляться в эту историю: бесконечные, до полугода, задержки пенсий в середине 1990-х годов, невозможность повысить пенсионное довольствие хотя бы символически, случайно найденный рецепт «чилийского счастья», легкий старт, вдохновение, возможность выбора пенсионного фонда, злоупотребления отдельных частных НПФ, затем – злоупотребления с государственным участием, ликвидация частных НПФ, непрофессиональное управление пенсионными активами со стороны Нацбанка РК, потеря значительной части пенсионных накоплений в результате череды девальваций…

А между этими «корпоративными» событиями были вплетены те, которые касаются каждого из казахстанцев: для женщин повышен пенсионный возраст с 55 до 58 лет, для мужчин – с 60 до 63 лет, отменены все отраслевые льготы при выработке лет, теперь вот – с 2018 года женщины будут выходить по достижению 58,5 лет.

***

Нельзя сказать, что все эти годы общественность, в том числе профсоюзы, не прилагали никаких усилий к тому, чтобы избежать самого катастрофического социального сценария. Но никакие аргументы – это что ж, балерине расставаться со сценой на шестом десятке? – не возымели никакого воздействия. Перед парламентом и правительством стояла лишь одна архиважная задача – всех уравнять, пенсионные выплаты оптимизировать, отодвинуть заслуженный отдых на как можно большее количество лет.

Летом этого года генеральный директор АО «АрселорМиттал Темиртау» Парамжит Калон предложил правительству РК пересмотреть пенсионный возраст людей, работающих на вредных и опасных производствах. По его словам, это поможет остановить отток кадров из Казахстана в ближнее зарубежье – в России, например, такие работники имеют право выходить на пенсию в 54 года. При этом спикер отметил, недостаток работников – это не какая-то потенциальная проблема, а уже существующая.

И что же? Эта новость затерялась в ленте новостей…

***

У противников и сторонников позднего выхода на пенсию женщин свои аргументы. Сторонники, находясь в высоких кабинетах и получающие солидные зарплаты, победили – им очень не хочется уходить на пенсию в 58 лет, теряя доступ к своей кормушке. У них есть силы и желание – нет, не приносить пользу обществу (она сомнительна), а именно оставаться на вершине своей карьеры.

У женщин, проживающих в селе, выполняющих нелегкую работу, надорвавших свое здоровье, у женщин, которые фактически стали инвалидами, но не имеющих возможность доказать этот факт, чтобы получать пособие, у женщин, которые рожали и воспитывали своих детей и почти никогда не работавшие официально – этот список можно продолжать и дальше – совсем другие перспективы: оставаться без средств к существованию до наступления пенсионного возраста, который теперь передвинут на более поздний срок.

То, что они смогут накопить больше на своих пенсионных счетах – это миф. То, что они имеют условное право выходить на пенсию, при наличии достаточных накоплений, начиная с 50 лет – еще один обман: такие суммы есть только у тех, кто выступал за повышение возрастного ценза, но они, работающие в госструктурах и национальных компаниях, напротив, собираются занимать свои кресла как можно дольше.

Государство могло экономить и без повышения пенсионного возраста, приняв решение, например, о заморозке пенсионных выплат для тех, кто продолжает работать. Но на тот шаг правительство не пошло. Оно предпочло более опасный социальный эксперимент.

***

Некое Социалистическое движение Казахстана (погуглила – безрезультатно) призывает к новой массовой кампании протеста, в частности, против повышения пенсионного возраста для женщин с 58 до 63 лет. Но, судя по вялому настрою общественного мнения, этот закон, в отличие от многих других, например, по введению всеобщей декларации доходов, не будет пересмотрен, отменен или отложен.

Нет такой силы в стране, которая могла бы исправить это досадное недоразумение – повышение возраста выхода на пенсию для женщин.

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.