Невидимый в Казахстане рутений-106

Канада поставит в РК радионуклидную станцию в рамках гуманитарной помощи

Первым из-за рутения-106 возбудился Евросоюз. Французские ученые из IRSN (Институт ядерной и радиационной безопасности) указали в качестве возможного места выброса изотопов Россию или Казахстан. В силу объективных причин, все взоры устремились на объект «Маяк» (г. Озерск Челябинской области), там на данный период как раз пришелся трагический юбилей Кыштымской аварии 1957 года. В Казахстане сначала заявили, что радиационный фон в порядке, а потом признали: местные уполномоченные службы рутений-106 не видят в принципе – нет технических средств. Потом канадцы пообещали в рамках гуманитарной помощи поставить радионуклидную станцию.

Казахстан с точки зрения всяких ядерных и радиоактивных штучек занимает специфическое место на международной арене. В свете деятельности Семипалатинского испытательного полигона значительная часть республики фактически пережила ядерную войну. В формате СССР жертвы Казахской ССР ради создания ядерного щита родины казались оправданными, тогда как сегодня наличие данного объекта (пусть и закрытого) – это прежде всего обуза.

рутений в казахстане
Фото: ria.ru

Население все атомное, кроме работы в «Казатомпроме» (крупнейший в мире производитель природного урана), воспринимает крайне негативно. Поэтому любые слухи про строительство АЭС в каком угодно регионе страны моментально поднимают уровень протестных настроений. Попытки специалистов объяснить, что современные технологии гарантируют 100% безопасности, успеха не имеют, поскольку никто не в состоянии обеспечить их 100%-ое соблюдение.

История с рутением-106 показала, что радиоактивные проблемы могут иметь не только внутреннее, но и внешнее происхождение. В России факт мощного выброса радиации зафиксировал Росгидромет. Особенно впечатляют цифры у населенного пункта Аргаяш – фон превышен по сравнению с предыдущим месяцем в 986 (!) раз. В Российской Федерации Росгидромет подчиняется министерству природных ресурсов и экологии. Данное обстоятельство обеспечивает ему поле для маневра в отношениях с Росатомом – необычайно мощной во всех отношениях структурой. И пусть денег у российских атомщиков значительно меньше, чем у нефтяников (даже после падения цен на «черное золото»), политический вес держателей ядерного щита России куда больше всех нефтегазовых магнатов.

Российские атомщики пусть и с задержкой, но заявили, что на их предприятиях радиационный фон в пределах нормы. Рутений – 106 фиксировался только на одном пункте измерения – в Санкт-Петербурге. Обыватель не в состоянии знать, сколько рутения опасно для жизни и здоровья, а сколько нет. Максим Яковенко, глава Росгидромета с 5 сентября текущего года (то есть назначен до выброса изотопа), в кулуарах форума «Атомэко» заявил, что «концентрация была в сотни и тысячи раз ниже уровня ПДК». «Поэтому никакой опасности нет, волну мы не гнали. А источник мы не искали, потому что зачем его искать, если опасности нет. Пусть его ищут те, кому это интересно», – указал г-н Яковенко.

Рутений-106 имеет период полураспада 373 дня (округленно). Как и любой другой изотоп, представляет серьезную опасность для человека. При его накоплении происходят сбои в нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной системах, значительно возрастает риск онкологических заболеваний. Но последствия его влияния проявляются не сразу, а примерно через 6 месяцев. Поэтому если в марте-апреле следующего года в Западно-Казахстанской области (по розе ветров ее зацепило рутениевым следом) произойдет всплеск онкологических заболеваний, тогда с высокой долей вероятности можно говорить о влиянии радиации.

Как отмечают специалисты, в случае аварии на каком-нибудь ядерном реакторе АЭС рутений-106 мог появиться лишь в компании с другими изотопами. А вот по отношению к другим источникам его появления возможны вариации. Надежда Кутепова, правозащитница из города Озерск, выдвинула версию проблем с контейнером, где может храниться отработанное ядерное топливо. Рутений-106 входит в состав «золы» отработанного топлива на АЭС. Вице-губернатор Челябинской области Олег Климов утверждает, что «это был транзитный рутений».

Данный изотоп используется в медицине (лучевая терапия). Теоретически рутений-106 мог попасть в атмосферу при неправильной утилизации медицинского оборудования или его компонентов. Как версия, не исключается падение спутника, ведь рутений представлен в генераторах тех космических аппаратов, которые на «ядерной тяге». Здесь можно вспомнить историю падения советского спутника «Космос-954» в 1978 году на территорию Канады. Даже символично, что именно Канада теперь подарит Казахстану радионуклидную станцию.

За Казгидрометом славы самостоятельного и объективного учреждения в Казахстане нет. Одно время «житейским» делом было «повышение» температуры воздуха в Астане, когда приезжаешь в столицу и термометр показывает «минус сорок», а сводка погоды сообщает «около минус тридцати». Правда, обещают, что эксплуатировать станцию поручат НЯЦ (Национальный ядерный центр), который хоть и подчиняется министру энергетики Канату Бозумбаеву (как и РГП «Казгидромет»), но все-таки с другой «родословной». В общем, первый шаг – видеть радиацию не близоруко – Казахстан с канадской помощью скоро сделает.

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.