«Притесняют ли в Китае казахов?»

Сетевые СМИ о проблемах соотечественников

«Китайские власти начали массово задерживать казахов и уйгуров» — За неделю в СУАР арестовывается не меньше 3000 уйгуров и казахов. В Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) Китая нарастает волна арестов этнических казахов и уйгуров. По некоторым данным, полиция СУАР выдает квоты на их задержания. Основными объектами репрессий называют тех, кто критикует политику компартии Китая, а также имеет родственников за рубежом, сообщает Фергана со ссылкой на Radio Free Asia.

Обычно родственники за рубежом в Китае не считаются чем-то порочащим человека, однако, когда речь идет о казахах или уйгурах, на ситуацию смотрят совсем иначе. Уйгуры традиционно считают несправедливым присоединение к Китаю Восточного Туркестана (так они называют СУАР) и борются за самостоятельность Синьцзяна. Казахи, которых в Китае насчитывается до полутора миллионов, не проявляют явных сепаратистских настроений. Однако в соседнем с КНР Казахстане живет свыше 200 тысяч уйгуров, которые имеют постоянные связи со своими соотечественниками в Китае. Таким образом, тень сепаратизма падает и на китайских казахов, часть которых, по мнению Пекина, может быть вовлечена в сепаратистскую деятельность.

казахи в китае
Фото: regnum.ru

«За что в Китае осуждено 160 этнических казахов?» — «В Китае 160 этнических казахов осуждено по разным причинам. В специально созданную комиссию по данному вопросу сейчас поступило около четырех тысяч жалоб. В течений недели китайские службы провели обыски в домах 30 тысяч казахских семей. Были изъяты все материалы касательно Казахстана и исламской религий: флаги, книги, фото», — такие шокирующие факты привели на пресс-конференции родственники осужденных в Китае казахов.

«Это накладывает отпечаток на наши отношения» — 7 декабря в Астане этнические казахи из Китая, проживающие в Казахстане, дали пресс-конференцию. На ней они заявили о том, что власти КНР притесняют казахов в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. По их словам, там стали закрывать казахские школы, запретили казахам посещать мечети. А у тех, кто хочет уехать в Казахстан, по разным причинам забирают паспорта. Между тем наблюдатели считают, что в КНР не притесняют казахов. С другой стороны, если и притесняют, то нельзя говорить конкретно о казахах, скорее, — это общая политика Пекина по отношению к национальным меньшинствам Китая. Специалисты по Китаю рассказали «Саясат», как нужно действовать Казахстану в этой ситуации.

Ведущий сотрудник Института востоковедения им. Р. Сулейменова Еркин БАЙДАРОВ – «Делать какие-то выводы я пока не могу. Диаспора казахов в Китае — это часть этноса. Мы должны везде, где живут казахи, будь это Китай, Россия, защищать казахов и делать все, чтобы иметь связь с ними, находиться с ними на контакте. Когда мы такое слышим, то это не хорошая новость. Конечно, то, что происходит в Китае, это внутренние дела КНР. Но вопрос наших соотечественников должен показать нас, что есть страна, которая может за них заступиться. Мы должны защищать честь и достоинство наших соотечественников, если, конечно, они не нарушают законы и порядки».

Доктор политических наук, китаевед Константин СЫРОЕЖКИН – «Казахская диаспора — это горячий вопрос, хотя у неё нет особых проблем в КНР. Потому что всё давно оговорено. Более того, многие этнические казахи занимают чиновничьи должности в СУАР. Какая реакция должна быть в таком случае должна быть? Переговоры организованы, они идут постоянно. Это МИДовская реакция, и она нормальная».

Аналитик университета Нархоз и со-основатель виртуальной экспертной площадки Bilig Brains Данияр КОСНАЗАРОВ – «Я не думаю, что есть отчетливая точечная политика в отношении казахов, проживающих в Китае, со стороны Пекина. Но в любом случае мы должны уделять внимание этому вопросу. Потому что в Казахстане остро стоял вопрос соотечественников, репатриантов. У нас есть возможность обсуждать и поднимать этот вопрос, что и делается. На мой взгляд, надо обсуждать этот вопрос не завуалировано, а точечно, то есть не вместе с другими вопросами. Принцип наших отношений строится на не вмешательстве во внутренние дела. Но этот фактор нивелируется, учитывая влияние КНР у нас в рамках ЭПШП. Когда такой острый вопрос стоит, негативное восприятие Китая в Казахстане будет только усиливаться. Надо понимать, что этнические казахи не являются силой или угрозой, которая мешает КНР в развитии. По большому счету это накладывает отпечаток на наши отношения. КНР, как и Казахстан, заинтересован в мягком дружественном отношении с соседями».

«Участились обращения по проблемам казахской диаспоры в КНР» — В связи с участившимися обращениями по различным проблемам этнических казахов в КНР дипломатическими ведомствами Казахстана и Китая проводятся регулярные консультации для обсуждения вопросов казахской диаспоры. Об этом сообщили в пресс-службе МИД РК.

Так, 27 ноября состоялась очередная встреча заместителя министра иностранных дел Казахстана Акылбека Камалдинова с послом Китая Чжан Ханьхуэйем. В этот же день проведены консультации между Департаментом консульской службы МИД Казахстана и руководством консульского отдела посольства КНР в Астане по взаимодействию при решении вопросов, связанных с казахской диаспорой (гражданами КНР).

Ранее, 9 ноября, посол Казахстана в Китае Шахрат Нурышев встретился с помощником министра (вице-министром) иностранных дел КНР Ли Хуэйлаем. Сообщается, что до конца текущего года состоится рабочая поездка первого заместителя министра иностранных дел Казахстана Мухтара Тлеуберди в Урумчи для встречи с руководством Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР и управлением иностранных дел СУАР КНР, а также инспекции Паспортно-визовой службы МИД РК.

Также в декабре запланирована рабочая поездка заместителя министра иностранных дел Акылбека Камалдинова в Пекин для проведения очередного заседания Подкомитета по сотрудничеству в области безопасности РК — КНР и межмидовских политических консультаций двух стран, в повестку дня которых также будут включены вопросы казахской диаспоры КНР.

«В соответствии с установками Президента Н. А. Назарбаева вопросы, связанные с казахской диаспорой за рубежом, являются одним из приоритетов в деятельности МИД РК и регулярно включаются в повестку двусторонних переговоров и встреч руководства внешнеполитического ведомства Казахстана с соответствующими органами других стран«, — прокомментировали в МИД РК.

«Посол Китая о ситуации с китайскими казахами: Это наши внутренние дела» — Не вмешиваться во внутренние дела Китая попросил посол КНР в Казахстане Чжан ХАНЬХУЭЙ, комментируя тему притеснения казахов в Синьцзяне.

«Если дело касается граждан, у которых есть китайские паспорта, – это чисто внутренние дела Китая», – заявил официальный представитель Поднебесной.

«Что касается притеснения казахской диаспоры: во время проведения XIX съезда, до и во время его проведения в СУАР предпринимали жесткие меры надзора и досмотра всех людей, не только казахов, но и ханьцев, и других национальностей без исключения. На местах сотрудники правоохранительных органов перестарались, есть отдельные случаи. По ним мы направили информацию в Пекин и СУАР, потому что высокопоставленные чиновники не знали о ситуации», – сказал Чжан Ханьхуэй.

«Казахам в Китае предоставлены даже большие льготы, чем уйгурам — эксперт о «притеснении» этнических казахов в Поднебесной» — Не так давно на эту проблему обратил внимание Марат ШИБУТОВ в своем материале «Замена «экспорту невест»: почему СМИ США волнует судьба казахов в Китае«. Его взгляд пал на то, что в СМИ все чаще начала мелькать информация о притеснении этнических казахов в Китае. В материале рассматривались случаи, в которых казахов притесняли по религиозным признакам, отбирали карточки оралманов и задерживали за связи с уйгурами. Марат Шибутов предположил, что подобные публикации могут быть выгодны американской стороне, дабы рассорить Казахстан и Китай.

Также все эти новости объединяло то, что у них не было достоверных источников и факты этих деяний никем официально не подтверждены.

В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz решил обраться к известному политологу, востоковеду и синологу Константину СЫРОЕЖКИНУ, дабы выяснить как на самом деле обстоят дела у этнических казахов в Китае – «В СУАР (Синьцзян-Уйгурский автономный район) казахи в некоторых регионах признаны автохтонным народом, а потому обладают значительно большими правами, нежели в восточных регионах Китая. Более того, по моим личным наблюдениям, казахам предоставлены даже большие льготы, нежели уйгурам, что можно рассматривать и как «дань» казахстанско-китайским отношениям, и как элемент традиционной политики «использования варваров для контроля за варварами». Менять эту политику пока никто не планирует.

Проблема в том, что большая часть описанных запретов распространяется на все население СУАР КНР, а не только на казахов. Нормы отправления религиозных обрядов и ношения «хиджаба» регламентируются «Правилами религиозной деятельности в СУАР», принятыми 4 декабря 2014 года. С 1 июля в КНР вступил в силу «Закон о кибербезопасности», ужесточающий нормы использования Интернета, как в части распространяемой в сети информации, так и регистрации пользователей. Вполне возможно, что фиксируемые случаи временного задержания граждан казахской национальности – следствие вступления в силу именно этого закона. Что касается ограничений на выезд в Казахстан, это «информационная утка». Официально никаких ограничений нет. Власти КНР выезду не препятствуют, а въезд в Казахстан в качестве оралмана регламентируется квотами, предоставляемыми правительством Казахстана и никак не связаны с политикой Китая».

«Притесняют ли в Китае казахов?» — Стоит отметить, что проблему казахов Китая подняли в конце июня на всемирном курултае казахов, прошедшем в Астане с участием президента Нурсултана НАЗАРБАЕВА. Один из его участников, проживающий в Германии Омирхан АЛТЫН заявил — «Китайские власти в нарушение своего и международного законодательства, международных норм по защите прав человека попирают права этнических казахов. Наши сородичи просят о помощи, недавно осудили 10 казахов. Говорят, их судят за то, что они хвалили Казахстан, держали связь с сородичами из Казахстана. А еще за то, что они говорили о желании переехать на родину. Судят молодых ребят только за то, что они просто зашли в мечеть помолиться. Такого нельзя допускать. Если мост будет разрушен, то какая тогда будет дружба между народами? Среди наших сородичей террористов нет».

В ответ Нурсултан НАЗАРБАЕВ сказал: «Мы знаем о событиях в Синьцзяне. Есть терроризм, экстремизм, но о том, что там притесняют казахов, я не слышал. Если это есть, мы узнаем через МИД и обратим соответствующее внимание».

Валерий СУРГАНОВ – «Никаких плохих чувств. Почему Китай борется не с казахами, а с бородачами» — Информация о неких притеснениях этнических казахов в Китае, которая муссируется в Казахстане второй месяц подряд, напоминает осознанную игру в недосказанность. Вроде бы говорится об имеющих место масштабных притеснениях, но не расшифровывается, что именно они собой представляют. Тот самый случай, когда о ситуации слышали все, но сказать толком что-то конкретное никто не может. Однако, если собрать информацию по крупицам и постараться ее упорядочить, очень похоже, что китайские власти активизировали в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) антитеррористическую кампанию, которая была приурочена к проведению XIX съезда Компартии КНР. Вероятнее всего, под нее и попали проживающие в СУАР этнические казахи, точное число которых не берется назвать никто…

Как видим, в этой истории многое пока неясно. Объективно говоря, необходимо разбирать каждый конкретный случай: действительно ли тут имеются факты подпольной экстремистской или террористической деятельности? До сих пор в точности не известны масштабы: идет ли речь об отдельных личностях или на самом деле можно говорить о массовых задержаниях. Отдельный вопрос – насколько в данном случае вообще имеет значение национальная принадлежность задержанного. Как бы там ни было, важно, чтобы сложными обстоятельствами не воспользовались деструктивные силы, которые хотели бы рассорить две страны и два народа.

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.