Более 2,5 миллионов казахстанцев не имеют пенсионного будущего

Пенсионная система Казахстана пришла в негодность. Уже через 15-20 лет Казахстан в полной мере столкнется с тем, что существенная часть населения не имеет права на пенсию

Тили-тили – прошли Чили…

До сих пор мы ориентировались на чилийский опыт, выстраивая уникальную накопительную систему. Но она, мягко говоря, оказалась несостоятельной.

В первую очередь потому, что, как показала практика, отчисления в размере 10% от заработной платы не могут обеспечить людям, выходящим на пенсию, достойного замещения заработной платы.

Как правило, пенсионные накопления заканчиваются в течение первых двух-трех лет, а дальше-то что? Остается рассчитывать только на солидарный компонент и базовую пенсионную выплату, назначаемую государством.

Не помогают ни обязательные профессиональные пенсионные взносы – они формируются работодателями только для узкого круга лиц – работников вредных производств, ни добровольные пенсионные накопления – их слишком мало, инструмент оказался почти бездействующим.

Кроме того, социальным балластом остается немалая доля самостоятельно занятых граждан, которые за 20 лет пенсионных реформ так и не были вовлечены в систему, а это почти четверть экономически активного населения, то есть, каждый четвертый казахстанец фактически не имеет пенсионных сбережений.

На этом фоне правительство, конечно, пытается реанимировать безнадежного больного новыми административными изысками – ввести так называемый условно-накопительный счет, который бы формировался за счет отчислений работодателя в размере 5% от фонда оплаты труда. Эту новую нагрузку на бизнес планировали ввести уже в этом году, но затем отложили до 2020 года, до тех пор, когда, возможно, ситуация в экономике улучшится – а иначе некрепким предприятиям конец.

Кто виноват?

Возможно, это неверная статистика, и у нее есть существенные погрешности, но они могут быть только в худшую сторону: наверняка сегодня не откладывает на свою пенсию гораздо больше, чем 2,5 млн. человек.

Это количество способно к увеличению, потому что многие казахстанцы разочарованы в существующей пенсионной системе – пенсионные счета, увы, основательно подтаяли за счет многочисленных девальваций национальной валюты, неграмотных вложений пенсионных активов со стороны сначала частных, а затем и государственного пенсионного фонда. Слишком много потеряно средств, да и доходность оставляет, что называется, желать лучшего – она не покрывает естественный убыток за счет инфляции.

В феврале 2016 года, почти два назад, Дарига Назарбаева, будучи в статусе вице-премьера, призывала самозанятое население платить налоги.

Тогда она называла цифру – 2,7 млн. самозанятых.

Казалось бы, этот показатель за столь короткий промежуток времени значительно уменьшился, более чем на 500 тыс. человек. Но это та самая лукавая статистика.

Даже если сравнить данные по организации новых рабочих мест и учесть, что естественно высвобождаются старые рабочие места в кризисных условиях, то за два года это просто рывок в будущее! Явно нереальный рывок – приписки в статистике, или методика подсчета заточена именно на улучшение показателей, но не на улучшение качества жизни людей.

Но не будем отходить от темы. Кто виноват в том, что каждый четвертый казахстанец не имеет пенсионных отчислений? Виноваты ли люди, которые не смогли встроиться в существующую модель и не имеющие возможности платить налоги и пенсионные отчисления, сосредоточившись только на выживании? Виновата ли в этом власть, не сумевшая создать сколь-нибудь реальную схему отношений гражданина и государства и воспитать в каждом, в конце концов, личную социальную ответственность?

Вопросы непраздные. Здесь переплетается много факторов и многое, конечно, зависит от государства. И ему, безусловно, предстоит ответить в будущем по всем счетам.

Армия, которая поменяет систему

Тем не менее, какой бы ни была армия самозанятых, но она чрезвычайно велика для нашей страны. Но еще более тревожно от осознания того, что она будет увеличиваться – неизбежно.

Потому что все по кругу: население, не имеющее возможность найти работу с адекватным содержанием, занятое малопроизводительным трудом (торговля, посредничество, сфера услуг и пр.), проживающее в глубинке, где нет возможности «выйти в люди», вряд ли с годами сможет выбраться из этого ада, а, тем более, обеспечить будущее своих детей в условиях дорожающего образования, здравоохранения, да и просто – содержания.

И страна, рано или поздно, столкнется с тем, что в реальности через 10-15 лет число «граждан без будущего, без пенсии» увеличится в 1,5-2 раза.

И правительству, несмотря на оптимистичную статистику, придется решать эти вопросы.

Сколько это будет стоить государственному бюджету? Безусловно, гораздо дороже, чем сегодня.

В 2017 году на выплату пенсий из республиканского бюджета было направлено 1,6 трлн. тенге. В 2018 году, по подсчетам министерства труда и социальной защиты, на эти же цели потребуется 1,9 трлн. тенге. 300 млрд. тенге – это огромная сумма, это прогрессия.

И дело даже не в том, что ежегодно увеличиваются размеры солидарной и базовой пенсий, а в другом.

С годами число казахстанцев, которые нуждаются в государственной поддержке, растет и будет расти. При этом уровень их жизни будет падать – при существующей пенсионной системе: они смогут рассчитывать только на базовый уровень пенсий и минимальную пенсию.

А, значит, государству придется модифицировать пенсионную систему и повышать социальные выплаты. Потому что прожить на эти пенсионные выплаты уже будет просто невозможно.

 

 

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.