28 декабря 2017 года «Назарбаев подписал резонансные поправки в закон о СМИ» — Закон представляет целый комплекс изменений, направленных на развитие сразу трёх отраслей: информации, связи и информатизации.
Основные направления поправок в Закон о СМИ включают:
1. Дальнейшее формирование качественной законодательной базы для развития СМИ. В целях снижения административной нагрузки и обеспечения соразмерности санкций законопроектом планируется исключить такие виды наказаний как конфискация тиража и приостановление деятельности СМИ за незначительные нарушения. Вместе с тем расширяется перечень оснований, по которым СМИ освобождаются от ответственности за распространение недостоверной информации.
2. Организацию взаимодействия казахстанцев со СМИ. Предусмотрено ограничение на публикацию в СМИ изображения и любой информации, позволяющей идентифицировать ребёнка, пострадавшего в результате противоправных действий. Также планируется изменить порядок досудебного урегулирования споров, возникших при публикации недостоверной информации.
3. Определение в каждом госоргане уполномоченного лица или подразделения по взаимодействию со СМИ с чётко очерченным функционалом. Предусматривается, что данные лица или структуры будут подчиняться напрямую первому руководителю. Такие механизмы позволят усилить роль действующих пресс-секретарей и пресс-служб.
4. Регламентирование процесса предоставления информации средствам массовой информации по их устным и письменным запросам с указанием сроков, формы и порядка. Расширяется понятие «официальное сообщение».
Новый закон обязывает журналистов проверять достоверность информации перед публикацией, получать официальные комментарии.
В законе комплексно предложены нормы, направленные на реализацию программы «Цифровой Казахстан». Также имеются нормы, направленные на совершенствование процессов проектирования, создания и экспертизы государственных информационных систем.
Диана ОКРЕМОВА – «Новое поле для старых медиа» — За три дня до Нового года президент РК подписал один из самых спорных и бурно обсуждаемых документов страны – поправки в закон о СМИ. Министр информации неоднократно заявлял, что новый закон прогрессивен и актуален. Правозащитники говорили об обратном, используя страшные термины: «крест на казахстанской журналистике» и «конец медиа».
Одна из правильных, на мой взгляд, норм – запрет публиковать любую информацию о детях, пострадавших в результате насилия…
Другой прогрессивный момент – разрешение СМИ публиковать фото граждан без их согласия, но в определенных случаях…
Значительно расширена статья «право на опровержение либо ответ», причем теперь для публикации опровержения не требуется решение суда…
Одна из самых странных норм – введение понятия «пропаганда»…
И наконец, самая громкая норма — о том, что все желающие прокомментировать какое-либо сообщение на казахстанских интернет-ресурсах, обязаны зарегистрироваться и заключать договор с сайтом. Пока требования этого пункта совершенно непонятны. Чтобы разъяснить норму, надо делать запросы в министерство информации и коммуникаций, поскольку текст закона содержит несколько противоречащих друг другу пунктов. Надеюсь, что в скором будущем ситуация с запретом анонимных комментариев в Интернете прояснится.
«Новый закон о СМИ: как гулять по лезвию ножа и не пораниться» — Поправки в Закон о СМИ могут служить как во вред, так и во благо. Юрист Интерньюс Казахстан Ольга ДИДЕНКО рассказала о потенциально опасных поправках для СМИ, введении совершенно новых положений о комментариях, использовании изображений третьих лиц и детей, а также расплывчатых понятиях в некоторых требованиях Закона.
Одним из ключевых изменений является требование об обязательной идентификации пользователей при размещении информации в интернете, другими словами запрет на анонимное комментирование в интернете. Хотя требование и относится к закону об информатизации, оно напрямую касается и медиарынка. Предполагается, что пользователь электронного интернет-ресурса обязан подписывать пользовательское соглашение в письменной форме при комментировании информации в интернете. Идентификация должна осуществляться посредством ЭЦП, либо через получение одноразового смс-пароля. По предварительным данным стоимость одного сообщения составляет 3 тенге, которые оплачивает сам сетевой ресурс. При этом собственники ресурсов обязаны хранить данные пользователей в течении всего срока действия соглашения и еще три месяца после его расторжения.
Поскольку большинство интернет-ресурсов имеют функцию комментирования, с реализацией этой нормы существует ряд проблем. Редакциям как минимум необходима была отсрочка на решение технических и финансовых вопросов, связанных с ней, которая, невзирая на просьбы, не была предоставлена.
«Пока существуют проблемы в применении этой нормы на практике. Никто, конечно, не будет сейчас наказывать, но важно применять какие-то меры и процедуры, чтобы это требование было исполняемым», — поясняет Диденко.
Макпал МУКАНКЫЗЫ – «Как исполняется норма об «идентификации комментаторов»?» — Некоторые казахстанские интернет-ресурсы запустили механизм по идентификации пользователей, другие решили вовсе закрыть свои форумы. Это связано с изменениями в законодательстве, затрагивающими комментирование на сайтах. В министерстве говорят, что за невыполнение требований закона владельцев интернет-ресурсов могут привлечь к административной ответственности.
Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации и коммуникаций» вступил в силу 9 января. Обновленный закон обязывает интернет-ресурсы идентифицировать пользователей и хранить их личные данные в течение определенного срока.
Однако большинство интернет-ресурсов в Казахстане, где не одно десятилетие действовала возможность оставлять комментарии на интернет-форумах анонимно и без регистрации, пока не знают, как реализовать норму закона на практике. В министерстве говорят, что электронные СМИ должны заключить соглашения с операторами мобильной связи. Между тем медиаюристы считают, что государство должно оказать поддержку СМИ для выполнения требований закона.
Некоторые казахстанские интернет-ресурсы решили и вовсе отключить возможность оставлять комментарии. К примеру, так решили сделать сайты lada.kz, 365info.kz и другие.
Генеральный директор компании «ЮрИнфо» Игорь Лоскутов, к которой относится сайт Zakon.kz, говорит, что в поправках к закону нет слова «интернет-ресурс», нет слова «сайт», нет слова «портал», поэтому в его компании считают, что к ним «это не относится».
Новые требования закона поставили в затруднительное положение такие сайты, как Krisha.kz, Kolesa.kz, которые формируются на основе контента пользователей и на которых публикуется реклама. Все пользователи для размещения своего объявления на этих сайтах, согласно закону, должны пройти идентификацию в качестве пользователей.
Медиаюрист Ольга Диденко считает, что на этом этапе, чтобы легче было выполнять требования закона, министерство информации и коммуникаций должно помочь интернет-ресурсам. В частности, министерство, по ее мнению, должно выступить с предложением о снижении тарифов операторами мобильной связи.
Как пишет министерство, на сайте ведомства будет размещен образец договора между интернет-ресурсом и пользователем. Несмотря на то что в кодексе об административных правонарушениях (КоАП) прямой ответственности за невыполнение внесенных в закон требований не предусмотрено, интернет-ресурсы могут привлечь к ответственности, говорится в письме министерства.
Марат АСИПОВ – «Как Абаев охотится за мыслепреступлениями» — Внедрение тотального контроля за мыслепреступлениями – это дело ближайшего будущего. А пока издатели информационных порталов пытаются понять, как читатели могут комментировать опубликованные в интернете материалы.
Из-за абаевских поправок в закон о средствах массовой информации нам пришлось вообще отключить комментирование на Ratel.kz. По новым правилам комментатор должен разоблачиться перед Абаевым и показать все свои персональные данные, зарегистрировавшись на сайте с помощью электронно-цифровой подписи. Либо сообщить нам номер зарегистрированного на него телефона, чтобы мы отправили ему СМС с разовым кодом. Тогда Абаеву будет легче разыскать человека, имеющего свое мнение. Зачем ему это нужно? Поставить номер на прослушку? Следить за личной жизнью пользователя? Узнать, какие сайты он просматривает ночью под одеялом?
Как бы то ни было, оставить комментарий под статьей можно только на этих условиях. Но платить за СМС с кодом довольно накладно. Особенно, если сайт начинают атаковать боты, восхваляющие какого-нибудь министра или очередное послание, причем с одного IP-адреса. И вообще, требовать от посетителей авторизации в угоду Абаеву нам не хочется.
«Как новые поправки в закон «О СМИ» ограничивают свободу казахстанских журналистов» — Принятые в конце декабря изменения в Закон РК «О СМИ» могут служить поводом для преследования сетевых изданий и интернет-ресурсов. Размытые понятия и обобщающие формулировки в некоторых поправках могут использоваться в политических целях, а также взваливают на СМИ обязанности по самоцензуре. Такое мнение в интервью высказала президент Ассоциации «Права человека в Центральной Азии» Надежда АТАЕВА, комментируя новые поправки в закон — Закон описан на 25 страницах и почти в каждый пункт внесены изменения, логика которых сводится к ограничению профессиональной журналисткой деятельности и свободе выражения мнения. В содержании правовых понятий путаница и двусмысленное толкование. Действующий порядок создает существенные препятствия для свободного потока информации, сокращает пространство для свободного обмена мнениями в обществе и создает условия для политически мотивированных преследований журналистов и авторов СМИ. Интернет-издания поставлены в особенно сложные условия…
Про пользователей на интернет-ресурсах и сетевых изданиях. Статьей 17, пунктами 2, 3 с одной стороны, интернет-ресурсам разрешено редактировать информацию, размещаемую их пользователями на сайте, при условии сохранения их оригинального смысла и содержания. С другой стороны, интернет-сайты несут ответственность за распространение запрещенной информации, представленной в комментариях читателей. Это обязывает сетевые издания (или вообще все интернет ресурсы – в зависимости от того, как толковать этот спорный термин) перед допуском к публикации вести предварительную модерацию (анализ содержания) и редактирование всех онлайн площадок. СМИ должны сначала проанализировать публикацию или комментарий пользователя на предмет, нет ли в нем противозаконной информации, и только после этого публиковать материал. По сути, этим Законом введена самоцензура для сетевых СМИ…
И теперь, анализируя Закон о СМИ Казахстана мы видим, что статус сетевых изданий не доработан. Кроме того, отдельные аспекты Закона возлагают на средства массовой информации обязанности по (само)цензуре. Большие возможности для разного толкования регулятивных норм в отношении сетевых изданий и интернет-ресурсов, и путаница в этих дефинициях опять же может стать источником злоупотреблений в отношении СМИ и ресурсов, базирующихся в интернете.
***
© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.