Война Миров. 210 дорогих россиян и минфин США

«Ближний круг» Путина получил «черную метку». Чубайс и Набиуллина вне зоны риска

Первый акт бархатной экспроприации денег российских высокопоставленных чиновников и олигархов состоялся. Его ознаменовал список, который подготовлен минфином США, где поименно указаны 114 чиновников и 96 олигархов. У документа очень аморфный юридический статус. Формально вроде бы просто список, без каких-либо правовых уточнений и разъяснений. С другой стороны, фигуранты «кремлевского доклада» утверждены в рамках закона «О противодействии противникам США посредством санкций» (Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act; CAATSA), так что 210 россиян юридически оформлены в качестве врагов Вашингтона. А если враг не сдается, его…

Американскими законодателями Россия позиционируется в качестве противника США не сама по себе, а в компании с КНДР и Ираном, для чего создан специальный закон. Но если в случае Пхеньяна санкции вводятся против всего государства, а не Ким Чен Ына и его соратников, то с Москвой ситуация полуанекдотическая. Здесь «210 друзей Путина» враги Вашингтона, а против остальных 144 млн мировой гегемон как бы ничего не имеет? Правда, есть еще у «кремлевского доклада» засекреченное приложение, где собраны богатые россияне, но с состоянием менее $1 млрд каждый (у 96 олигархов из «видимой» части списка более «ярда» вечно зеленых баксов на каждого). Помимо этого имеется список «вражеских» предприятий, где доля государства более 25%, а выручка превышает $2 млрд.

кремлевский доклад

Список открывает просто широчайшее поле для анализа, фантазий и предположений. Сразу бросается в глаза отсутствие Анатолия Чубайса, хотя руководимое им «Роснано» на 100% принадлежит государству. Для сравнения, Олег Белозеров, глава «РЖД» и Виталий Савельев, руководитель «Аэрофлота» (61% акций у государства), в число врагов США включены официально. Возможно, Чубайса американцы простили за старые заслуги, ведь он был одним из идеологов, вдохновителей и непосредственных организаторов приватизации 90-ых гг. прошлого века. Никогда в мировой истории не перераспределялись такие большие материальные активы (Писарро с выкупом Атауальпы нервно курит в сторонке) и никогда у подавляющей массы населения не было чувства несправедливости в отношении итогов такой приватизации. Побочным эффектом широкомасштабного грабежа стало резкое падение производства (особенно в сложных отраслях) и жизненного уровня населения. А может Анатолий Чубайс не получил «черную метку» от США за то, что и в своем нынешнем статусе вредит России гораздо больше, чем приносит пользы?

Нет в нашумевшем списке и Эльвиры Набиуллиной, председателя Центрального банка Российской Федерации. Опять же Андрей Костин, глава банка ВТБ (60,9% принадлежат государству) и Андрей Акимов, председатель правления «Газпромбанка» по линии «кремлевского доклада» фигурируют. Скорее всего, внесение Набиуллиной в число врагов США могло бы умерить ее рвение в покупке американских долговых обязательств, которых председатель Центробанка России накупила на десятки миллиардов долларов.

Если отсутствие Чубайса и Набиуллиной понятно в свете проводимой ими экономической линии, то как в список попал Игорь Шувалов, заместитель председателя правительства РФ, является загадкой. Г-н Шувалов – это тот человек, который подписал направленный президенту Путину документ, где утверждалось, что перевод сотен миллиардов долларов из офшоров в Россию нанесет вред российской экономике. Вероятно, Игоря Шувалова внесли в «список 210» сугубо по формальным признакам. Ведь если бы там оказались все остальные вице-премьеры и министры, премьер-министр, а Шувалов отсутствовал, то получалось как-то подозрительно. К тому же у Игоря Шувалова по офшорам любопытствующие насчитали более $200 млн. Вроде бы сравнительно немного, но если Дядя Сэм их прикарманит, то на годовое плановое обслуживание восьми эсминцев типа «Арли Бёрк» хватит.

С Германом Грефом ситуация еще более запутанная. Он остается президентом и председателем правления ПАО (публичное акционерное общество) «Сбербанк». Доля Центробанка РФ в уставном капитале «Сбербанка» составляет 50% плюс 1 голосующая акция, а собственно в голосующих акциях – 52,32%. По информации экономиста Валентина Катасонова, держателями примерно одной трети акций «Сбербанка» являются представители США, а сам г-н Греф, помимо всего прочего, член совета директоров JP Morgan. Получается прямо змея, кусающая свой хвост. Возможно, из-за океана российским представителям офшорной аристократии указывается на их плохое поведение в свете соблюдения и защиты американских интересов. Но если присутствие в списке Сергея Глазьева понятно и естественно – он всегда среди противников США – то почему в одном с ним списке Герман Греф, верой и правдой служащий мировой финансовой олигархии и соблюдающий указания Запада (отделений «Сбербанка» в Крыму нет) – не понятно. Видимо, от представителей неолиберального призыва, занимающих ключевые посты в государственном управлении и экономике России, из Вашингтона требуют активнее себя проявлять в противодействии Владимиру Путину, хотя того в нашумевшем списке нет.

Интересно, какие последуют практические последствия из того, что среди включенных в 210 оказался Сергей Лавров. Он как глава российского МИДа по своим функциональным обязанностям должен посещать Нью-Йорк (штаб-квартира ООН) и Вашингтон. А вдруг его арестуют прямо на трапе самолета? Американцы, ничего не попишешь. Или как по делам военной надобности будет встречаться со своими западными коллегами российский министр обороны Сергей Шойгу?

Изменения в отношении к представителям российской элиты со стороны Запада в свете объявленной войны санкций очевидны. Например, когда в 2007 году олигарха Михаила Прохорова с проститутками задержала французская полиция (так называемый Куршевельский скандал), то потом Париж извинялся по полной программе, даже кавалером ордена Почетного легиона г-на Прохорова сделали. А теперь в той же Франции олигарх Сулейман Керимов (одновременно сенатор от Республики Дагестан) находится под полудомашним арестом с ноября 2017 года. И в «список 210» г-на Керимова американцы тоже включили. Здесь стоит добавить, что Сулейман Керимов очень крупный инвестор в США. Экономист Михаил Делягин называет олигарха Керимова крупнейшим частным инвестором Morgan Stanley.

Минфин США своим «кремлевским докладом» произвел вброс мяча сразу на несколько полей, где формат «Вашингтон – Москва» отнюдь не единственный. К примеру, в подвешенном состоянии оказались представители европейского бизнеса. Как им сотрудничать с капитанами и ведущими предприятиями российской экономики, если они находятся в открытой либо секретной части списка врагов США? Германские предприниматели давно предъявляют претензии Берлину и Брюсселю за их неспособность защитить от экстерриториальных санкций и преследований со стороны Белого дома. А еще есть внутрироссийская повестка.

Лучшие сыновья и дочери России посчитаны минфином США и список опубликован для всеобщего обозрения. А как себя вести остальным 144 млн, которые не попали в число 210 дорогих россиян? В России олигархи народной любовью никогда не пользовались, а после того, как война санкций показала, что основная масса населения России и ее олигархи несут бремя войны неравномерно (число миллиардеров после начала активного противостояния Россия – Запад увеличилось, тогда как население в целом обнищало) – нелюбви стало еще больше. Офшорная аристократия России названа врагами США (не вся, но все-таки). Но ведь и для большинства россиян она совсем не в лагере друзей. Это минфин США к Чубайсу и Набиуллиной претензий не имеют, тогда как внутри РФ по данным персонам очень сложный расклад.

Согласно научным исследованиям, Россия занимает первое место в мире по социальному расслоению (на втором месте Индия), заметно превышая среднемировые показатели. То есть на долю 1% самых богатых россиян приходится 71% всех личных активов России (в Индии 1% владеет 49%). Объем офшорного капитала за пределами РФ в 2017 году превышал золотовалютные резервы страны более чем в 3 раза. В России есть еще одно важное отличие от США или Франции: здесь кратно ниже процент людей, который верит официальной пропаганде. Поэтому как отреагирует российское общество на «список 210» в ближней, средней и дальней перспективе из сегодняшнего дня можно только гадать.

Как бы то ни было, «кремлевский доклад» минфина США стал фактором в международных отношениях и внутрироссийской повестке. Правда, в своем первоначальном виде он выглядит слишком туманно и требует дальнейших прояснений и пояснений. Что несет статус «враг США» в практической плоскости? Думается, второй акт бархатной экспроприации не заставит себя долго ждать. Ну а после этого и ответная реакция Кремля получит понятное для себя русло.

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.