«Назначение Абылкасымовой: министры меняются, проблемы остаются» — Должность министра труда в Казахстане своего рода ловушка — здесь невозможно решить проблемы, но отвечать за них придется. После освобождения Тамары ДУЙСЕНОВОЙ от должности министра труда и соцзащиты на ее место была назначена Мадина АБЫЛКАСЫМОВА.
Политолог Султанбек СУЛТАНГАЛИЕВ — Сама должность министра труда и социальной защиты является в нашей стране весьма проблемной. А социальная защита всего лишь обозначается в Конституции. На эту должность, как многие наверное заметили, не назначаются весовые фигуры казахстанского политического истеблишмента. По сути, должность министра в данном ведомстве является «патамуштной» — во главу его всегда ставят готового «козла отпущения». Явная недоработка министерства не зависит от личности, которая возглавляет государственное учреждение. Трудно говорить о социальной защите при минимальной зарплате в 28 тысяч тенге… 2,5 миллиона наших соотечественников по мановению волшебной бюрократической палочки оказались вне внимания государства. В связи с внедрением ОСМС мы увидим, что эта категория населения будет стремительно перетекать в категорию безработных, кем они и являются на самом деле по большому счёту.
По мнению политолога Булата СУЛТАНОВА, сегодняшние проблемы самозанятости среди казахстанцев станут актуальными в ближайшем будущем, когда появится немало пожилых людей, которые не будут иметь пенсии, жилья и возможности получать медицинскую помощь — Я считаю, новый министр должна принципиально подойти к решению этих вопросов. А то у нас обычно все происходит, как в поговорке: «Гладко было на бумаге, но забыли про овраги». А по ним — ходить. Когда к власти приходит новый министр, мы все ждем, что он войдет в историю, но на деле он лишь «вляпывается в историю». Я считаю, новый министр труда и социальной защиты должна для начала хотя бы понять название министерства. И осознать, что на ее плечи ложатся обязанности регулировать справедливую оплату труда и обеспечивать социальную защиту населения.
«Чем не угодила казахстанцам новый министр труда?» — Недавно назначенный министра труда и социальной защиты попала под огонь критики журналистов. Сначала Мадина АБЫЛКАСЫМОВА вынуждена была ретироваться от журналистов из-за незнания казахского языка. А теперь люди выражают недовольство ее первыми шагами по реформированию курируемой отрасли. Речь идет об обложении налогами самозанятого населения. Оказывается, люди, живущие за чертой бедности и перебивающиеся случайными заработками, должны платить налоги государству.
Возмущенная такими шагами нового министра экономист из Южного Казахстана Ардак Ашим обратилась к Мадине Абылкасымовой через социальные сети — «Вы планируете обложить налогом 2-3 млн человек, которые не зарегистрированы ни в каких базах и кормят себя сами. Хорошо, может быть это правильно. Однако вы подумали, что это наемные работники, перебивающиеся случайными заработками?.. Почему вы не ставите перед собой задачу обеспечить постоянной работой эти 2-3 миллиона человек?!».
«Дебют не спас министра от критики» — Новый министр труда и социальной защиты населения Мадина АБЫЛКАСЫМОВА дебютировала на пленарном заседании мажилиса. Несмотря на то что выступление Мадины Абылкасымовой в новой должности было первым, она получила свою порцию критики — депутаты и оказались не в восторге от предложенных поправок в законодательство по вопросам занятости и миграции населения.
Законопроект, помимо разграничения полномочий между госорганами, предусматривает регламентацию порядка работы в стране единой электронной биржи труда и изменение государственных подходов к трудоустройству граждан.
«Занято! И не претендуйте!» — Лидер парламентской фракции «Народные коммунисты» Владислав КОСАРЕВ отметил, что обсуждаемый законопроект невозможно переоценить с точки зрения людей, оставшихся без работы и средств на жизнь — Так уж сложилось, что государство не берет на себя ответственность за предоставление работы. А сами люди не могут найти ее, и не могут открыть свое дело, это не всем по плечу. В итоге свыше 2 миллионов граждан у нас остаются за бортом, с сомнительным ярлыком «самозанятых». Нам надо искать путь, как всех людей вовлечь в производство. И я думаю, что Правительству, и местным исполнительным органам надо этим вопросом очень всерьез заняться.
В ходе парламентской дискуссии по новому законопроекту, спикер Мажилисе Нурлан НИГМАТУЛЛИН раскритиковал ряд нововведений, в частности касающихся трудоустройства граждан. Он предположил, что среди чиновников найдутся недобросовестные люди, которые специально будут предлагать нетрудоустроенным казахстанцам заведомо неприемлемые варианты работы, зная, что они будут отказываться. А затем, сняв их с учёта, будут отчитываться о стопроцентной занятости населения — Необходимо исключить такую вероятность. Нормы закона должны быть такими, чтобы человеку, который действительно хочет трудоустроиться, помочь устроиться на реальную работу. Тем более что «отполированная» отчетность о занятости населения государству не нужна.
Сергей ТУНИК – «Битва за самозанятых: что ответит Мадина Абылкасымова на заявления руководства НПП «Атамекен»?» — Новый министр труда Мадина АБЫЛКАСЫМОВА еще не успела толком обжиться в своем кресле, как огребла изрядную порцию критики – и за грехи предшественницы Тамары ДУЙСЕНОВОЙ, и за свои скороспелые обещания и инициативы. Чай, конечно, пьют горячим. Но не кипяток же! Мадине Ерасыловне, кто бы спорил, досталось не самое лучшее наследство. Но сразу предложить обложить налогом миллион самозанятых, которые, по словам министра, “неформально осуществляют предпринимательскую деятельность”…
В первом же своем интервью в качестве министра г-жа Абылкасымова прямо заявила — Необходимо провести актуализацию их статуса, уточнить их доходы. Если они превышают 12 минимальных зарплат, то должны встать на учет как индивидуальные предприниматели. Если менее – то в рамках проекта закона мы хотим предусмотреть упрощенный порядок их регистрации.
Интересно узнать, как это будет выглядеть в натуре. Самозанятый сам, добровольно и без конвоя, лично посетит налоговиков и скажет: обложите меня оброком, у меня в месяц выходит аж 13 минимальных зарплат?
На расширенной коллегии министерства труда и соцзащиты заместитель правления Национальной палаты предпринимателей “Атамекен” Эльдар ЖУМАГАЗИЕВ заявил, что “фактическое количество безработных в некоторых регионах Казахстана превышает официальные статистические данные в разы… Результаты исследования в Южно-Казахстанской области показали пятикратную разницу”.
И окончательно добил нового министра заключительной цифрой: “89 процентов безработных получают теневой доход”. Круто. Но есть сомнения. Неужели участники исследования опросили всех безработных региона? Выходит, 11 процентов так и не признались, на какие шиши выживают? Святым духом питаются, что ли? Или побоялись признаться в нелегальных доходах?
Еще одна цифра от Эльдара Тынышбаевича: “предприниматели обеспечивают работой в ЧЕТЫРЕ раза больше работников, чем показывают в статистике”. А это уже попахивает реальной статьей в соответствующем кодексе. Получается, “Атамекен” провел исследование, результаты которого можно смело сдать правоохранителям? Если нет – тогда это прямое покрытие нарушителей закона! Мадина Ерасыловна, вы готовы ввязаться в бой с Нацпалатой на этом ринге?
Вячеслав ПОЛОВИНКО – ««Уставшие» от «серой» зоны» — Новый министр труда и социальной защиты Казахстана Мадина АБЫЛКАСЫМОВА начала с места в карьер: первым же своим заявлением она пообещала решить проблему самозанятых в стране – они теперь будут переучиваться, вставать на учет и платить налоги. Для этого новый министр уже надавила на правительство в целом и на отдельные министерства в частности. Самозанятые для Абылкасымовой – враги номер один: из-за них с должности слетела предыдущий «главный трудовик» страны Тамара ДУЙСЕНОВА, а войти в категорию «уставших» (Дуйсенову сняли, по сути, с такой формулировкой) – подписать приговор только начавшейся карьере крупного чиновника. Проблема лишь в том, что решать этот вопрос новый министр труда хочет методами своего предшественника, не беспокоясь о том, что изменения должны быть структурными. Впрочем, такая задача перед министерством сейчас и не стоит.
Глобального понимания, что делать с самозанятыми, в Казахстане нет, зато теперь составлен хотя бы предварительный портрет таких людей. «53% самозанятых имеют возраст от 35 до 54 лет. Только около 6% от общего количества от 18 до 24 лет. Более 82% имеют полноценную семью. Большинство имеет собственное жилье, – озвучил результаты большого исследования кандидат экономических наук Жаксыбек КУЛЕКЕЕВ. – Что касается распределения доли самозанятых по уровню образования: результаты опроса показали, что в среднем 43% самозанятых имеют базовое образование. Остальные 57% – среднее или высшее образование. Среди самозанятых людей с высшим образованием наибольшее количество имеют дипломы педагогов. Затем, как ни странно, идут люди с техническим образованием, а также сельскохозяйственники. Только 10% самозанятых работают по выбранной специальности. Среди опрошенных у более чем 30% есть постоянная работа с устойчивым доходом. У 22% из 70% постоянной работы нет, перебиваются случайными заработками. Около 30% самозанятого населения имеет данный статус на протяжении от 6 до 15 лет, то есть это состоявшиеся люди». Вопрос в том, какие условия может предложить государство таким людям, чтобы они захотели из «серой» зоны перейти в «белую». Пока есть ощущение, что никаких условий нет. В стране рассматривается законопроект о занятости, однако его сильно критикуют, поскольку никаких потенциальных крючков для самозанятых там не предусмотрено.
«Когда вы начинаете трогать сферу самозанятых, у вас появляется три взаимосвязанных задачи. Вам нужно, во-первых, всех этих людей обеспечить работой. Во-вторых, вам надо наладить сбор налогов с этих людей. А в-третьих, нужно обеспечить людям тот уровень дохода, который позволил бы им выживать», – объясняет правозащитник Евгений ЖОВТИС. Сейчас государство, не стесняясь, решает только задачу сбора налогов – она поставлена в приоритет. Но сделать это эффективно, не решая остальные две задачи, не получится: люди предпочтут еще больше заскочить в зону «серости», понимая, что с них хотят взять денег, а взамен ничего не дать.
«Нелишние люди, или Дайте трудовую книжку самозанятым!» — Из 18 миллионов казахстанцев в третьем квартале 2017 года в экономике страны было занято 8,6 миллиона, при этом 6,4 миллиона – наемные работники, 2,2 миллиона – самозанятые. Количество непродуктивно самозанятых уменьшилось на 85 тысяч и составило 275 тысяч человек, 500 тысяч казахстанцев числятся безработными, а общий уровень безработицы равен 4,9 процента. Такие официальные данные прозвучали на научной конференции “Занятость как фактор благосостояния общества”, инициированной парламентской фракцией “Народные коммунисты”.
Руководитель фракции “Народные коммунисты” Владислав КОСАРЕВ по итогам конференции заявил: сложившиеся в работе правительства перекосы в сфере занятости населения “рождены не в нашей стране, а привнесены со стороны” – В мире крупного капитала есть понятие «лишние люди», они живут в резервациях, гетто. И у нас тоже самозанятые – выдумка западных философов, не может быть человека самозанятого – может быть только занятый. А занятый – значит работает, значит, ему надо дать трудовую книжку. В советское время, когда был НЭП, так и писали: работал в личном подворье, работал по найму в семье – это значит нянечка, повар, все имели трудовую книжку. Почему мы сегодня так живем? Это неряшливость госорганов!
Нужно привести в порядок. Прошло 7 лет, мы почти ничего не сделали – сократили число самозанятых с 2 миллионов 600 тысяч до 2 миллионов 200 тысяч. Что делать с двумя миллионами? Еще 20 лет будем работать над этой проблемой?.. Этот вопрос можно за год-полтора решить! – выразил уверенность депутат, напомнив, что новый министр труда и соцзащиты Мадина АБЫЛКАСЫМОВА пообещала покончить с безработицей и самозанятостью.
***
© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.