Как МОН крест на студентах поставило

Аналитик-одиночка, нанятый ведомством, на пальцах доказывает, что образование в Казахстане – самое лучшее в мире

«Позвонила сестра из Житикаринского района Костанайской области, это север Казахстана, прямо на границе с РФ. Она работает в школе без малого сорок лет. В это время года к ним начинают приезжать приемные комиссии вузов Екатеринбурга, Челябинска, Магнитогорска и других городов РФ. На прошлой неделе приехала первая приемная из Магнитогорска», — пишет известный PR-специалист, магистр массовых коммуникаций Аида Досаева на своей личной страничке в Facebook.

Описываемая дальше картина вполне ожидаемая: «Вузы проводят тестирование и принимают лучших учеников учиться на гранты. За последние годы многие выпускники уехали учиться в РФ в вышеназванные города, а также в Томск, Тюмень, Новосибирск, Питер, Москву, и в другие страны».

Все бы ничего, если бы молодежь, получившая хорошее образование за рубежом, брала обратный билет. Но, увы. По наблюдениям старого учителя, около 40% молодых людей не возвращается на родину. А в этом году, по ее же словам, больше половины выпускников школы хотят уехать учиться в другие страны и не планируют возвращаться.

казахстанские студенты

***

Комментарии под постом почти одинаковые, меланхолично-пессимистичные, будто их авторы белены объелись: «Ожидаемо и неудивительно», «Правильно делают», «К сожалению, это так. Талантливые и способные ребята уезжают в Россию», «Так и есть. У нас в Усть-Каменогорске такая же картина», «А я страшно жалею, что не уехала», «Мне кажется, что в стране нет на умных спроса».

Еще один комментатор, известный казахстанский экономист Берлин Иришев, словно подводит итог: «Теряем будущее страны. Власть радуется перспективе лишения их гражданства. Очищаем бескрайние просторы Казахстана для китайцев».

***

В 2017 году миграционный поток из Казахстана увеличился на 7,8%. Если в 2016 году выбыло из Казахстана 34 965 человек, то в прошлом – уже 37 704 человека.

При этом в Казахстан на постоянное место жительство приезжает значительно меньше: 13 347 в 2016 году и 16 081 человек в 2017-м.

Два последние года сальдо миграции было отрицательным – из страны выезжает людей гораздо больше, чем въезжает. Но в прошлом, и позапрошлом годах это были практически идентичные показатели – 21 623 (2017г.) и 21 618 (2016г.).

Интересно, что основной миграционный обмен страны происходит со странами СНГ. А с дальним зарубежьем мы даже в плюсах: в 2017 году за кордон уехало 4 000 казахстанцев, а прибыло – 4 485 человек.

Казалось бы, зачем муссировать тему – сальдо миграции в Казахстане всегда было отрицательным, а сейчас уезжает не так много людей, как в 1990-е.

Тем не менее, общество сильно заволновалось, что страну покидают высококвалифицированные специалисты и молодежь.

***

Переполошилось и министерство образования и науки РК. Оно инициировало специальное исследование иммиграционных потоков за последние три года, чтобы проверить, действительно ли большую часть убывающих из страны граждан составляет студенческая молодёжь.

Результаты этого исследования уже опубликованы, и мы процитируем их, но отдельно хочется упомянуть, кто именно проводил исследование.

Некий аналитик Дархан Жумашев. В единственном числе. Без коллектива. Без личного бэкграунда. Даже какое образование у избранного МОНом аналитика – непонятно.

О нем удалось найти лишь единственное упоминание на сайте министерства: там объявляется конкурс среди студентов на создание видеоролика на тему «Взгляд молодежи на образование», и человек с таким именем Жумашев Дархан Айбекұлы входит в жюри. Обозначена и его профессия контент-менеджер.

Это все, что нужно знать об аналитике.

***

Конечно, это никакое не исследование, а обычная аналитическая записка. С существенными пробелами. И явно ожидаемым и заранее заданным выводом, который сконцентирирован в заголовке: «Наибольший отток казахстанцев за рубеж не связан с обучением».

Дархан Жумашев, которого цитирует пресс-служба ведомства, поясняет, что от Комитета по статистике получена детальная разбивка миграции по возрастам. Он публикует сравнительную таблицу, в которой, кстати, сделана грубая механическая ошибка в статистике за 2016 год, когда из страны уехало якобы 3490 человек, а на самом деле – 34 900 человек (65 человек вообще где-то пропали! – см. официальную статистику выше). Затем он делает умозаключение: «Выбытие потенциальных студентов в возрасте 16-20 лет в 1,5 раза меньше, чем детей 1-5 лет, и в 2,5 раза меньше, чем взрослых в возрасте 30-34 года. То есть наибольший отток граждан Казахстана за последние три года не связан с обучением. Наибольшее число выбывших составляют молодые семьи с детьми» (Здесь и далее стилистика сохранена. – Авт.).

Как именно аналитик-одиночка проводил анализ потоков внешней миграции последних трех лет неизвестно, но выводы сделаны, какие требовались изначально. Дескать, вот основные тренды: подавляющее большинство выбывающих из страны граждан выезжают за рубеж не ради обучения, а на постоянное место жительство вместе с семьями и детьми (и даже – «из них около 90% воссоединяются с исторической родиной»!); второй по значимости причиной эмиграции казахстанцев является возможность найти работу в активные годы (30-34 года).

А еще один важный момент заключается в том, что «отрицательное сальдо внешней миграции (…) не ведёт к уменьшению населения благодаря его естественному приросту». А если взять среднее значение ежегодного прироста, то, по Жумашеву, получится, что «на место одного уехавшего прибывают 26 новых казахстанцев»!

Сия мысль так пришлась самобытному ученому по душе, что он еще раз попрактиковался в этой же арифметике, только в другом контексте: «Бытует мнение, что уезжают специалисты, а прибывает кто попало. На самом деле картина иная: из 26 выпускников-медиков мигрирует один. Или, вернее, на одного уехавшего выпускника-медика на эту же кафедру поступают 26 будущих медиков».

Абракадабра или высший смысл?

И, наконец, еще один, генеральный вывод: дескать, «полученные данные указывают на то, что образование в РК, будь-то школьное или высшее, хорошее».

О статистике, которую приводил сам же эксперт в начале своего «исследования» — «за период с 2012 по 2017 год в Россию ежегодно уезжают в среднем 22 тысячи студентов», он так и не вспомнил ниже. Некуда ее было приладить…

***

Почему-то мне кажется, что следующим «болашакером» от МОНа, после его вице-министра Суханбердиевой, может стать Дархан Жумашев. Если, конечно, он еще не учился за границей за наш счет.

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.