Мировые торговые гиганты уже начали «разведку боем» перед глобальной торговой войной. Когда Евросоюз предлагает ограничить китайские инвестиции в высокотехнологических секторах или США вводят дополнительные пошлины на продукцию из Китая – здесь все нормально, Запад борется с геополитическим конкурентом. А вот накал торговых баталий между Вашингтоном и Брюсселем свидетельствует о том, что ресурсов на сопроцветание двух центров Запада уже не хватает и каждый тянет одеяло на себя. В качестве застрельщика все-таки выступает Дональд Трамп.
Американский президент полон задора на победоносную торговую войну. Порой создается впечатление, что ему все равно с кем воевать, лишь бы денег и рабочих мест в США стало больше. Однако заявление Трампа «торговые войны – это хорошо и их легко выигрывать» весьма сомнительное. По крайней мере, после этого фондовые индексы падали не только в Европе и Азии, но и в США. Акции авиаконцерна Boeing тоже упали на фоне ожиданий полномасштабной торговой войны с Китаем.
Американо-китайские торговые противоречия возникли не за один день и здесь Дональд Трамп продолжает линию, заданную его предвыборной риторикой в ходе президентской гонки. Куда неожиданней торговые столкновения с Евросоюзом. Еще вчера администрация Барака Обамы и европейские переговорщики обсуждали создание Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства, а сегодня проводят рекогносцировку на предмет того, где можно наиболее чувствительно уколоть друг друга.
Еврокомиссары возмущены тем, что тарифы и пошлины на товары из ЕС повышаются под предлогом «соображений национальной безопасности» США. Ответные действия хоть и лежат в экономической плоскости, но явно политически мотивированные. Так, за повышение пошлин на европейскую сталь на 25% и алюминий на 10%, в ответный список попало виски «Бурбон». Объясняется это тем, что «Бурбон» прописан в «республиканском» штате Кентукки. А вот виски «Jack Daniel’s» в санкционном списке нет, поскольку его производитель из политически нейтрального штата. Всего европейские функционеры насчитали американских апельсинов, табака, мотоциклов и прочей номенклатуры товаров на 2,8 млрд евро в год. «Торговые войны плохие и легко проигрываются», – заявил Дональд Туск, председатель Европейского совета, в противоход Трампу.
Эксперты опасаются того, что спираль торговой войны может быстро пойти в раскрутку. Агентство Bloomberg сразу после стальных и алюминиевых пошлин спрогнозировало: «Наиболее вероятным результатом этого будет рост цен, сокращение экономического роста, угроза сокращения рабочих мест, усиление налогового бремени, провоцирование ответных мер и дестабилизация глобальной торговой системы». В общем, Bloomberg считает, что предпринятые меры больше навредят американской экономике, чем помогут. Дональда Трампа все это не останавливает и пока не похоже, что американский лидер свернет с тропы торговой войны.
Трудно сказать, гибко или прямолинейно проводит свою линию действующий хозяин Белого дома. Например, пошлины на сталь и алюминий, вступающие в силу с 23 марта, не касаются Мексики и Канады, которые вместе с США входят в НАФТА (Североамериканскую зону свободной торговли). Но г-н Трамп тут же оговаривает, что если переговоры по изменениям в НАФТА, которые в данный момент ведутся, зайдут в тупик, то исключения для мексиканских и канадских сталелитейщиков и алюминия будут прекращены. А рядом хозяин Овального кабинета высказывает идею отмены пошлин для Австралии за то, что та покупает американских товаров больше, чем продает своих в США.
Надо заметить, что та же Канада не ждет своей участи со смирением. Премьер-министр страны кленового листа Джастин Трюдо подчеркнул: «Американская администрация будет поражена тем, как от этих неприемлемых предложений пострадают США ровно столько же, сколько пострадаем и мы». Оттава может позволить себе подобные заявления, поскольку в экономическом отношении фактически является единым целым с Европейским союзом. После того, как канадским самолетам «Bombardier» Дональд Трамп закрыл дорогу на рынок США запретительными пошлинами, канадские авиапроизводители вступили в союз с «Airbus» и сейчас двигаются вместе. Если НАФТА рухнет, то экономическая, а следовательно и торговая граница между Вашингтоном и Брюсселем окончательно пройдет по американо-канадской границе.
Реально стратегическим фронтом в торговой войне между США и Евросоюзом станет автомобильная отрасль. Президент Трамп уже пообещал, что в случае обкладывания увеличенными пошлинами американских мотоциклов и джинсов, он повысит ввозные сборы с автомобилей, произведенных в ЕС, до 25%. Что такое автопром для той же Германии – локомотива европейской экономики – можно понять уже по тому факту, что производство легковых, грузовых, специальных автомобилей и автобусов вместе со звеньями менеджмента и обслуживания создает каждое пятое рабочее место в стране. А еще автомобили производят Франция, Чехия, Италия, Испания. Перенос «торгово-боевых» действий на столь большую и чувствительную в масштабах всей экономики сферу может привести просто к непредсказуемым негативным последствиям.
Несмотря на все разногласия с членами своей же команды, Дональд Трамп отнюдь не одинок в продвигаемых им принципах и стратегии. Что характерно, по внешнеполитическим, миграционным и некоторым другим аспектам американский президент готов идти на уступки конгрессу или профильным ведомствам вроде ЦРУ, но там где лежат большие деньги г-н Трамп сражается с особым напором и энергией.
Многое из того, что сегодня Дональд Трамп пытается претворять в жизнь, является логическим продолжением его экономического блока избирательной программы. За это его и называли популистом: трудно проводить протекционистскую политику в условиях глобальной торговли и обширных пакетов международных обязательств. Однако американский лидер старается. Заградительные пошлины на импортные сталь и алюминий – это благодарность за политическую поддержку «ржавого пояса». Ответной реакцией такая политика имеет рост напряженности с Евросоюзом, который такая же часть Запада, как и США. Но похоже, что г-н Трамп по данному поводу не рефлексирует – европейские сталевары ведь за него не голосовали и пусть их рабочие места волнуют европейских лидеров.
Брюссель оказался в сложном положении. Трудно следовать принципам свободной торговли, когда против тебя разворачивается пусть ограниченная, однако торговая война. К тому же хозяин Овального кабинета не стесняет себя в публичных угрозах. Мол, будете сопротивляться – огребете по полной программе. Фактически европейские лидеры оказались еще и под имиджевым давлением. Если они не смогут продемонстрировать своей готовности и способности защищаться, их политический вес может снизиться до неприемлемого уровня. Пока Евросоюз демонстрировал намерение отвечать ударом на удар, но Дональд Трамп играет на повышение ставок и не факт, что Брюссель способен пойти по дороге масштабного нагнетания противостояния. Президент США ясно дает понять, что в состоянии подписывать самые проблемные документы, а там будь что будет.
***
© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.