Самозанятых собираются обложить налогом

Сетевые СМИ о специальном налоговом режиме для фрилансеров

Тогжан ГАНИ — «Минтруда — самозанятым: Что ещё мы можем сделать для вас?» — Это почти сенсация! В Казахстане хотят заинтересовать так называемых самозанятых удобным и копеечным вкладом в казну государства. В предлагаемом налогообложении одни поблажки и никаких репрессий. 17 апреля на заседании правительства министр труда и соцзащиты населения Мадина АБЫЛКАСЫМОВА рассказала о специальном налоговом режиме для фрилансеров, который власти назвали единым совокупным платежом (ЕСП). Он объединяет в себе четыре взноса — индивидуальный подоходный налог, пенсионные отчисления, платежи в фонд соцмедстрахования и в государственный фонд соцстрахования, которые можно погасить разом и через одно окно.

Уплата ЕСП будет означать автоматическое участие в системе медицинского и социального страхования, пенсионного обеспечения! — заявила она.

Но это еще не все. Самым привлекательным для 2,1 млн. работников “вне штата”, возможно, станет размер ежемесячного платежа. Как объявил глава Миннацэкономики Тимур СУЛЕЙМЕНОВ, он составит 1 МРП (2405 тенге) для горожан и 0,3 МРП, или 722 тенге, для сельчан, что для самозанятых, думается, будет весьма безболезненным. При этом им не нужно предоставлять налоговую отчетность, им не грозят налоговые проверки и административные взыскания.

самозанятые

Сулейменов рассказал, кто именно может рассчитывать на “райский” режим поборов. Это граждане, оказывающие услуги исключительно физическим лицам: няни, репетиторы, фотографы, таксисты-бомбилы, работники личного подсобного хозяйства, неоплачиваемые работники семейных предприятий и другие частники, не являющиеся индивидуальными предпринимателями. Они не должны иметь коммерческое стационарное место на территории торговых объектов и рынков. Правило не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства, за исключением лиц, постоянно проживающих в Казахстане, и оралманов.

«Платёж средь бела дня» — Пойдут ли няни и репетиторы на сделку с государством? Но не потянутся ли втихаря в неформальный сектор легальные работники ради взноса всего в 1 МРП? Смогут ли воспользоваться заманчивым ЕСП домохозяйки, самоотверженно защищающие семейный тыл, но остающиеся вне защиты государства? На эти и другие вопросы ответил вице-министр труда и соцзащиты населения страны Нуржан АЛЬТАЕВ – «Все почему-то думают, что самозанятые — это люди с очень низкими доходами. На самом деле это не так. По нашему законодательству самостоятельно занятыми могут считаться акционеры, учредители разных компаний. Тот же МАШКЕВИЧ (Александр, крупный бизнесмен, председатель совета директоров группы ERG. — Т. Г.) тоже самозанятый. То есть внутри этих 2,1 млн. человек самозанятых есть и очень богатые люди. Хотя, конечно, среди них есть фермеры и земледельцы, которые живут в аулах с совсем небольшим доходом за счет натурального хозяйства, владельцы мелких незарегистрированных производств, таксисты, занимающиеся частным извозом, швеи на дому… Все они работают на себя, обеспечивают сами себе доходы. Поэтому даже средний заработок самозанятых трудно про­считать, потому что разброс очень большой. Но среди этих 2,1 млн. самозанятых есть почти 900 тысяч наемных работников, не заключивших трудовые договоры и получающих зарплату в конвертах. Их называют неформально занятыми. Это мастера маникюра, репетиторы, няни, гувернантки, блогеры, дизайнеры интернет-сайтов, работники автосервиса, мастера цехов, самостийные маляры, плотники, строители. Их доходы мы примерно знаем — они колеблются от 50 тысяч до 1 млн. тенге в месяц в зависимости от навыков.

По медстрахованию мы уже не раз обсуждали этот вопрос с профильным фондом (ФОМС). Здесь получается так: поскольку эти платежи действительно мизерные, часть, которой не будет хватать, будет восполняться за счет средств ФОМСа. То есть для граждан как таковых рисков нет, они получат полную медицинскую помощь, которая положена!».

Татьяна КИСЕЛЁВА – «Налог на самозанятых работать не будет» — По мнению экономиста Магбата СПАНОВА, введением нового налога государство пытается скинуть с себя социальную ответственность. Его смущает то, что в текущий момент нет достоверных цифр по количеству самозанятых граждан — «В феврале 2018 года было заявлено, что их список был 2,7 млн человек. Хотя у Акорды были данные по 1,5 млн человек. Так где правда? Ведь чтобы строить определенную программу, нужна достоверность цифр».

По словам Спанова, предлагаемая новая налоговая модель должна пройти апробацию. В противном случае велик риск, что часть налогов резко уйдет в «тень» — «Должны быть не только фискальные, но и стимулирующие методы. Пока же я слышу только про фискальные. Когда будет ясна вся картина, вот тогда можно делать далеко идущие выводы, а сейчас это бесполезно».

Экономист Рустем ЖАНСЕИТОВ считает, что новый налог — попытка государства хоть что-то поиметь с самозанятых — «Как говорится, «хоть шерсти клок». Хотя в работоспособности этих мер есть большие сомнения. Впрочем, распространение такого единого налога на всех мелких предпринимателей и ИП до определенной величины дохода стало бы серьезным шагом в развитии бизнес-среды».

По его мнению, самозанятые, скорее всего, будут саботировать даже такой налог, а контролировать их сложно, поэтому новый налог работать не будет. К тому же в стране скрытая безработица гораздо больше, чем показывает официальная статистика.

Экономист Асет НАУРЫЗБАЕВ, в свою очередь, говорит, что эффективность нового налога будет зависеть от его реализации — «Вот даже взять обязательное медицинское страхование — как таковой сам проект был неплохим, но реализация оказалась отвратительной. Также и по налогам. Возникает масса вопросов, например: почему абсолютно разные люди должны будут платить одинаковые налоги? Это сейчас наблюдается в медстраховании, когда и частные предприниматели, и люди, работающие по гражданско-правовому договору, имеют равное налогообложение».

Петр СВОИК – «НалогообЛАЖание, или Почему введение единого социального платежа — хорошая новость для безработных» — Не торопитесь на митинги и не рвите на себе волосы от отчаяния, господа (в смысле — господа своего времени) самозанятые. У меня для вас две новости, и обе хорошие. Одна, правда, маленькая, зато вторая побольше. Итак, первая новость: сумма ЕСП при всей многочисленности и солидности претендующих на ваши деньги учреждений невелика. Предполагается, что с горожан будут брать по одному МРП (минимальный расчетный показатель), равному на этот год 2405 тенге в месяц, а с обитателей сел и аулов — половину или даже треть от того.

Что же касается хорошей новости побольше, то она такая: не захотите платить (или просто замешкаетесь, или денег свободных не окажется) — не платите. И ничего вам за это не будет! По той простой причине, что у государства нет ни аппарата, ни способов отлавливать неплательщиков и как-то воздействовать на них. Кроме звонков, например, из ЕНПФ и уговоров: вот, дескать, хорошо бы вам формализовать свой статус, подумать о будущей пенсии… Возможно, на кого-то это действительно подействует. Как отчиталась упомянутая выше Мадина Ерасыловна, с начала года из 2,7 млн. лиц без статуса актуализированы 607 тысяч человек, а от 197 тысяч из них даже стали поступать пенсионные взносы.

Итак, как двести рублей не могли спасти гиганта мысли, так и мизерная величина ЕСП не спасет накопительную пенсионную и страховую медицинскую системы. Наоборот, они перегружают их неокупающимися почтовыми и административными расходами на колготню с пересылкой, делением и учетом копеечных поступлений от уговоренных на взносы. И все только ради того, чтобы отчитаться перед президентом: самозанятых в стране больше нет.

Так ведь и отчета-то не получится: в выстроенной у нас экспортно-сырьевой экономике скрытая безработица, она же неформальная занятость, имеет структурный характер. Тем самым двум миллионам семистам тысячам казахстанцев “без статуса” в родной стране просто нет легальных рабочих мест. Думать же, что министерскими программами занятости, какими-то микрокредитами или статусами индивидуального предпринимательства можно решить эту структурную проблему, наивно. Все это хорошо для распила средств господдержки, а для реальной занятости нужна другая экономическая модель.

Поэтому затеей с ЕСП правительство фактически роет себе яму. Дело это гарантированно провальное, ибо первоначальные рапорты о вовлечении народа в платежи сменятся оттоком. В самом деле, уговорили: платил человек шесть месяцев, год, даже полтора, а потом бросил. Что с этим делать? Министры додумаются, конечно, вписать в законопроект норму о том, что гражданам без статуса не будут давать какие-нибудь справки, не станут принимать в больницах и откажутся продавать, допустим, билеты на поезд. Но жестокость запретов такого рода будет привычно компенсироваться необязательностью их исполнения. А попытайся правительство переусердствовать — оно рискует возмутить народ.

«Назарбаев о самозанятых: Мы отложили введение ОСМС, чтобы с ними разобраться» — О развитии предпринимательства среди самозанятых и безработных рассказал глава Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ 28 апреля на XXVI сессии Ассамблеи народа Казахстана.

Президент рассказал о преимуществах четвертой социальной инициативы по расширению микрокредитования — «Четвертая инициатива — расширение микрокредитования. Здесь наша цель заключается в развитии предпринимательства среди самозанятых и безработных. Я уже говорил, что у нас есть категория самозанятых людей — непонятно, что это такое. Во-первых, они в общем-то работают, что-то зарабатывают, особенно в сельской местности. И они нигде не числятся. Они не платят налоги, не делают пенсионные отчисления. Из-за этого мы отложили введение обязательного медицинского страхования, чтобы сними разобраться. Поэтому, я поручил Правительству увеличить объем льготного микрокредитования в 2 раза».

Он дополнил, что определение статуса самозанятых нужно в первую очередь для них самих — «Среди членов АНК из всех регионов есть немало примеров успешных стартапов и проектов. Равняясь на них, тысячи казахстанцев, особенно на селе, могут открыть свое собственное дело. Государство сегодня эти возможности дает. Суть не в том, чтобы их найти, зафиксировать и получить с них налоги. Можно 1 тенге получать, но чтобы он был зафиксирован в обороте экономики. И что самозянятый может участвовать во всех этих программах, получать от этого благо», — подчеркнул Нурсултан Назарбаев.

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.