Война Миров. Началось изъятие российских денег в Великобритании

Запад стал резать олигархических «куриц», несущих ему золотые яйца

В Великобритании и США планы по отъему награбленного добра в карманах российских олигархов появились не за один день. Англосаксы вообще к подобным вещам подходят стратегически и последовательно. Сначала цель, потом механизм ее достижения, а затем пошаговая работа согласно расписанной и утвержденной процедуре. В последние месяцы Лондон «прозрачностью» российских активов озаботился весьма серьезно, а если ваши деньги проверяют пристрастно, то никаких шансов доказать их законное происхождение просто нет.

Своеобразным «третьим звонком», после которого сверхбогатые люди из России перестали спать спокойно, стала дата 2 августа 2017 года, когда Дональд Трамп подписал закон США «О противодействии противникам Америки посредством санкций». Уже тогда в качестве начала бурной экспроприации ожидали 2 февраля 2018 года, но тот выстрел санкций Вашингтона оказался холостым. Однако перевести дух не получилось – в том же феврале в Великобритании вступили в силу новые полномочия британских властей по контролю за чистотой финансовых потоков и у них быстро появились вопросы к чужим деньгам.

олигархи

На Альбионе традиционно щепетильно относятся к антуражу вокруг неблаговидных действий, а отбирать частную собственность на родине классического капитализма – это все-таки моветон. Поэтому сначала прогнали сериал «Макмафия» про русскую мафию, потом отравили Скрипалей и началось шоу с предъявлением «ультиматума» Москве. Так что база подведена солидная: противник обозначен как криминальный, некультурный и владеющий наворованными в России активами незаконно.

Не следует забывать, что российским олигархам давно и настойчиво предложено определиться с кем они – с Путиным или с «цивилизованным миром». Этот вопрос будет посложнее первичности материи либо сознания в классической философии. Дело в том, что наживать в России миллиарды без санкции Кремля невозможно – таковы правила игры. С другой стороны, выведенные из Российской Федерации ресурсы олигархи размещают на Западе и по логике вещей тому же Западу объективно полезны. Видимо, градус напряженности между коллективным Западом и Москвой достиг той точки, в которой приходится резать куриц, несущих тому же Лондону золотые яйца.

Владимир Путин остается дзюдоистом второго хода, когда для принятия того или иного решения требуются энергия и движения противника. Сам он атак на российских олигархов не устраивает (Гусинский, Березовский, Ходорковский не в счет, ибо они «политические), хотя народ в своих настроениях к экспроприации настроен положительно. Эксперты вроде Михаила Хазина сдержанность хозяина Кремля объясняют нежеланием развязывать фактически вариант гражданской войны. Но когда инициатива по отъему наворованной собственности поступает с Запада, то есть с внешнего поля – это уже другое дело.

В свое время Англия являлась мировым лидером пиратства (точнее корсарства и каперства, которые в русскоязычной традиции часто не отличают от пиратства в чистом виде). К примеру, рейд знаменитого корсара Фрэнсиса Дрейка по испанским владениям позволил Англии эпохи королевы Елизаветы полностью расплатиться с государственным долгом. После крушения СССР и социалистического лагеря Великобритания заманила к себе массу состоятельных людей эпохи криминальной «приватизации». До поры до времени их не трогали. Люди вроде Романа Абрамовича покупали там футбольные клубы, финансировали политические партии и конкретных политиков, но своими в полном смысле этого слова на новой родине не стали. Теперь им предложено кардинально обеднеть.

Облава на российских олигархов заставила правительство Дмитрия Медведева спешно принимать меры по репатриации состояний богатых людей в Россию, для чего им спешно придумываются льготные режимы и внутренние офшоры. Люди-то не чужие. Но когда такая информация попадает в оппозиционные или нейтральные масс-медиа – сразу начинаются общественные брожения. Как бы враждебные дяди ни обижали отечественных воров, население к последним жалости не испытывает и просит государство поднажать со своей стороны, дабы добро осталось в России.

Слухи о том, будто российская элита сдаст Путина и замирится с Западом на его условиях – не подтвердились. Миллиарды – миллиардами, а власть – властью. Вот и мечутся владельцы «молодых денег» меж двух огней, на своем личном опыте подтверждая тезис о том, что собственность обременяет.

Британские депутаты, со своей стороны, требуют разобраться с капиталами сомнительного происхождения, находящимися в юрисдикции как собственно Лондона, так и его заморских владений, в своем большинстве являющихся офшорами. Пусть под английским флагом нашли себе гавань арабские шейхи, африканские вожди, латиноамериканские наркобароны, но сейчас в силу геополитических факторов фокус направлен на россиян.

По полной программе – от предъявления претензий и до конфискации имущества – новый английский закон (как и американский) еще не применялся. Сфера слишком деликатная и требует просто хирургической осторожности. Одно дело обработать в информационном плане собственную публику и совсем другое – заграничных богатеев и финансовых консультантов. Репутация «тихой гавани» обычно теряется раз и навсегда. Получается, что на словах и в законодательных актах западные лидеры гораздо смелее, чем в правоприменительной практике.

Ставки очень высоки. Если публично озвученные меры Запад начнет реализовывать в практической плоскости, то последствия могут быть самыми непредсказуемыми. Именно непредсказуемость выступает самым мощным фактором, который сдерживает конфискацию «сомнительных» денег. Сегодня все вороватые и не очень богачи стремятся на Запад, потому что повелись на пропаганду, имидж и репутационный капитал принимающей стороны. Но когда за ширмой всего этого выступит реальность, то деньги могут найти себе другие пристанища. Это сегодня альтернативы не очень видны, но так и деньги еще в брутальной форме не отнимали.

Олигархи – это главный канал перетока денег, получаемых за продажу российских ресурсов, на Запад. Собственноручно ликвидировав его, совершенно не ясно что тот же Лондон получит взамен и насколько ему это нечто понравится. История знает много примеров, когда люди, бестрепетно взиравшие на кончину государственных или чужих частных активов, вдруг резко проявляли энергию по поводу их собственных денег.

До недавнего времени коллективный Запад больше имитировал серьезную санкционную войну с Россией. Но логика противостояния берет свое и вслед за словами пошли дела. К примеру, в очень плохом положении российская алюминиевая промышленность, для которой рынок США является (являлся?) основным. Если и с конфискацией денег, недвижимости, яхт и прочих активов российских олигархов Запад перейдет от слов к делу, то события однозначно станут развиваться стремительно. В данном случае нет необходимости долго жить, чтобы узнать чем все закончится.

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.