«Как Казахстан оказался в «ловушке среднего роста». «Почему хранителям домашнего очага не нашлось места в прорывном соцпроекте трудового ведомства?». «Почему многие казахстанки старше 28 лет перестали выходить замуж». «Феномен Самал Еслямовой»

Сетевой Казахстан 28 мая 2018г.

Фото билялов

CAMONITOR.KZ. «Как Казахстан борется с экстремизмом» — В конце марта правительство Казахстана утвердило новую Государственную программу по противодействию религиозному экстремизму и терроризму на 2018-2022 годы. Ее цели и задачи во многом перекликаются с Концепцией государственной политики в религиозной сфере до 2020 года, которая в том числе борется с недопущением использования религии в деструктивных целях. О том, какие результаты в этом направлении уже были достигнуты, и что еще предстоит сделать, мы беседуем с научным сотрудником ОО «Конгресс религиоведов», магистром истории Серикболом БИЛЯЛОВЫМ.

«Заговорят ли Дидро и Эйнштейн по-казахски?» — «Улица корчится безъязыкая – ей нечем кричать и разговаривать»,– есть такой поэтический пассаж у Маяковского. Но в нашем конкретном случае это – увы! – не поэзия, а жестокая повседневная проза. Преподавателям точных наук на казахском языке невероятно трудно (порой невозможно!) донести до студенческой аудитории основополагающие постулаты математики, физики, химии, философии, наконец. Научно-терминологический аппарат разработан очень слабо, массив серьезной научной литературы на казахский не переведен. А то немногое, что вроде бы доступно, в подавляющем большинстве своем переведено настолько плохо, что даже сами толмачи, не говоря уже о студентах, едва ли поймут то, что они перевели.

TIME.KZ. «Невезучие» — Реплика вице-министра труда и соцзащиты населения Нуржана АЛЬТАЕВА в интервью нашей газете о том, что домохозяйки не входят в число плательщиков Единого социального платежа (ЕСП), озадачила многих казахстанцев: судя по развернувшейся в Интернете дискуссии, они готовы платить, по их мнению, удобный, не требующий отчетности и регистрации и, главное, в общем-то, копеечный налог за своих неработающих жен и матерей. Кто же не хочет обеспечить своих родных и любимых если не хорошей пенсией в старости, то хотя бы гарантированным пакетом медуслуг через обязательное для всех грядущее страхование? Но эта простенькая на первый взгляд задачка, оказывается, не так-то легко решается. Почему хранителям домашнего очага не нашлось места в прорывном соцпроекте трудового ведомства?

«Проще за баранкой теперь, шофёр!» — С сегодняшнего дня значительно облегчится жизнь всех казахстанских автомобилистов: можно будет не проходить медкомиссию при замене водительского удостоверения и самим выбрать госномер авто. Как можно будет это сделать и что еще изменится?

«Последняя надежда» — Как мать мальчика со сложным диагнозом борется за его счастливое будущее. У этой семьи необычная история: младшая сестренка появилась на свет, чтобы помочь старшему брату. Сделать это можно при помощи стволовых клеток, которые извлекли из пуповинной крови девочки при рождении. Но для этого нужны деньги. Которых нет.

CARAVAN.KZ. «Пенсионный фонд поверил Перу. Но не верит Казахстану» — Единый накопительный пенсионный фонд Казахстана поверил в будущее 10 развивающихся стран мира. Одновременно он сокращает вклады в тенге. Это следует из письма ЕНПФ, который получил “КАРАВАН”. Среди этих стран – Бразилия, Польша, Филиппины, Индонезия, Перу, Чили, Россия, Мексика, Турция и Азербайджан. На самом деле стран, чьи облигации мы покупаем, 11. В список входят еще и США. Но их бумаги надежны, и ЕНПФ купил их давно.

«Почему многие казахстанки старше 28 лет перестали выходить замуж» — Исследование на такую тему провела экономист-социолог, юрист-правовед, психолог Ширин ОРАЗБАЕВА. В интервью она рассказала о своей работе, в которой опиралась на личные наблюдения и официальную статистику. И провела сравнительный анализ с соседними государствами: в качестве контрольной группы брала во внимание ситуацию с замужеством девушек в России и Узбекистане. Это желание дать дочерям качественное образование – одна из причин, почему сейчас девушкам, которым 28+, так трудно выйти замуж. Акценты были смещены с поиска семейного счастья на получение образования и хорошей работы.

KAPITAL.KZ. Николай ДРОЗД – «Помогают ли механизмы ЕЭК бизнесменам из Казахстана?» — Представляющие недавно созданный Союз обрабатывающей промышленности Марат БАККУЛОВ и Ануар БУРАНБАЕВ уверены в ошибочности точки зрения, что в Казахстане нет удачных несырьевых проектов и все программы индустриализации являются безрезультатными. По их оценкам, внутренний спрос на продукцию обработки, несмотря на все макроэкономические сложности, растет непрерывно с 2014 года, но более чем на 80% покрывается импортом. Доля казахстанских предприятий в различных сегментах находится на уровне 12−15%. Причем в качестве одной из ключевых тенденций было отмечено замещение части импорта из дальнего зарубежья российским. Это происходило начиная с момента ослабления российского рубля к тенге в 2014 году.

Фото букеева

FORBES.KZ. Ардак БУКЕЕВА — «Как Казахстан оказался в «ловушке среднего роста»» — Несмотря на позитивную оценку действий казахстанских властей, ЕБРР не ожидает от экономики РК прорывов. Прогноз на ближайшие два года – рост в том же коридоре 3,5–4%. Причем факторами роста вновь являются «наращивание объемов добычи сырой нефти… а также восстановление роста реальных доходов и благоприятные цены на нефть». То есть, если цены на нефть качнутся в обратную сторону или что-то опять случится с добычей на Кашагане, программы и реформы ситуацию не спасут – другого драйвера как не было, так и нет. Фактически это означает, что Казахстан, вошедший перед глобальным кризисом 2008–2009 в категорию стран со средним доходом, прочно обосновался в так называемой «ловушке среднего роста», делающей перспективы перехода на другой уровень (например, в ту же тридцатку самых конкурентоспособных экономик мира) практически недостижимыми. (Согласно исследованию Всемирного банка, для реального прогресса развивающимся странам нужно расти как минимум на 5% в год, иначе можно десятилетиями топтаться на месте, обеспечивая существующий уровень жизни).

365INFO.KZ. «Казахстанцы больны потребительской лихорадкой» — Сначала берут кредиты, чтобы накупить всего и побольше. А потом — чтобы рассчитаться с долгами. Экономист Асет НАУРЫЗБАЕВ говорит, что общий уровень закредитованности у нас еще невелик. Но это потому что мало «длинных» кредитов вроде ипотеки. Зато доля именно потребительских кредитов высока. И если учесть, что здесь очень высокие ставки — это плохая тенденция — В этом бы не было ничего плохого, если бы кредиты были дешевые, максимум 10%. Но поскольку они дорогие, получается, что люди работают на банк. Сначала строят «пирамиды», потом не могут их поддерживать и просто перестают платить.

«Инвестиции ЕНПФ не приносят реального дохода» — За первые 4 месяца 2018 года доходность ЕНПФ оказалась ниже уровня инфляции. Отчасти это связано с тем, что все больше средств фонда используются в долларах, курс которого с начала года снизился.

REZONANS.KZ. «ЕНТ – 2018: От трехъязычия до «уравниловки»» — Совсем скоро в Казахстане состоится Единое Национальное Тестирование. Причем в процедуре проведения ЕНТ-2018 есть немало сюрпризов и новшеств. Чего следует ожидать выпускникам, абитуриентам и их родителям? «Резонанс.kz» подготовил обзор образовательных новаций грядущей абитуриентской кампании.

Фото еслямова

IACENTR.RU. Жанар ТУЛИНДИНОВА – «Феномен Самал Еслямовой и привлекательность российской культуры для Казахстана» — Ошеломительный успех уроженки Казахстана Самал ЕСЛЯМОВОЙ, получившей приз на 71-м Каннском кинофестивале за роль в фильме российского режиссера Сергея ДВОРЦЕВОГО «Айка», стал полной неожиданностью в Казахстане, где до последнего времени мало что знали о 34-летней актрисе, закончившей ГИТИС и ныне постоянно живущей в российской столице… Помимо Еслямовой, известны и другие талантливые казахстанцы (причем среди них немало казахов) которые воспользовались для своего продвижения российской инфраструктурой успеха. Выскажем мнение, что казахи и казахстанцы, для которых интеграция в российское социокультурное пространство стала фактором творческого прорыва и триумфа, — это не только культурный феномен, но и общественно-политический.

MATRITCA.KZ. «Я чимкентский во весь рост, — автор нашумевшей в Каннах картины «Айка»» — Сергей ДВОРЦЕВОЙ, режиссер — Я люблю Чимкент. Сейчас он Шымкент, раньше был Чимкент, неважно, как он называется. Главное, что это наш город. И вот мы едем, и я говорю, что мне даже воздух здесь нравится — он такой приятный, немножко с пыльцой, жарко.

Ерлан САИРОВ – «Из истории нужно извлекать уроки в назидание будущим поколениям» — По итогам переписи населения 1937 года казахов осталось 2 млн 181 тыс человек… За 20 лет мы недосчитались 3 млн 299 тыс казахов. Это только взрослого населения, а если сюда прибавить детей, которые родились за этот промежуток… Казахи потеряли более 60% своего народа! Это был настоящий геноцид! Из истории нужно извлекать уроки в назидание будущим поколениям! 1. Нужно объявить отдельный День Скорби и Памяти по невинно убиенным!! 2. Составить пофамильный список всех жертв! 3. Создать национальный монумент «Жертвам голодомора»!

VLAST.KZ. Маргарита БОЧАРОВА – «Телеобзор: Семейная «как бы» демократия» — Казахстанские телеканалы уже давно пытаются ступить на стезю свах и соединять сердца молодых — желательно в прямом эфире. Первый канал «Евразия» уже может похвастаться успешным (и столь же скандальным) шоу «Қалаулым», а КТК в весеннем сезоне представил собственный проект: в реалити-шоу «Кел, келінім» будущих жен для своих сыновей выбирают их взыскательные матери. И пока одни зрители переживают за личное счастье своих виртуальных героев, другие от уважаемых экспертов узнают о том, как устроены их собственные семьи.

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.