Минфин РК «назначил» среднюю цену за победу в тендере и стоимость жалобы

Похоже, ведомство желает монетизировать все услуги, оказываемые бизнесу. Вопреки здравому смыслу

Минфин сообщил, что планируется обязать потенциальных поставщиков, участвующих в государственных закупках, платить за использование электронной площадки. Причем, есть намерения ввести и плату за подачу жалоб.

По сообщению пресс-службы ведомства, такую норму предложили ввести депутаты в рамках проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам государственных закупок и закупок субъектов квазигосударственного сектора».

«В рамках законопроекта о госзакупках внесены следующие поправки. Первое: установление платы за услуги по использованию веб-портала гоcзакупок с потенциальных поставщиков, с которыми заключен договор. Второе: взимание платы за подачу жалоб на действия (бездействие), решения заказчика, организатора закупок, эксперта, единого оператора в сфере госзакупок», — поясняет пресс-служба.

госзакупки плата

Оказывается, ежегодно на сопровождение, развитие и обслуживание веб-портала расходуется из республиканского бюджета порядка 1,5 млрд. тенге. И если ввести оплату, то это позволит уменьшить нагрузку на республиканский бюджет, а то и вовсе сделать процесс госзакупок самоокупаемым.

«Учитывая, что в государственных закупках участвуют субъекты предпринимательства в целях извлечения дохода, предлагается применить рыночные механизмы использования веб-портала. То есть предлагается взимать плату за использование веб-портала только с потенциальных поставщиков, с которыми заключен договор», — отметили в Минфине.

***

Директор департамента государственных закупок минфина Сабит Ахметов, комментируя данную новость, сообщил, что ведомство пытается применить успешный зарубежный опыт и учитывает общемировую тенденцию. Тенденция, однако, ограничивается перечислением двух стран в этом списке: России и Грузии, где услуги по использованию электронных систем госзакупок предоставляются на платной основе. Причем, по словам чиновника, в этих странах плата взимается со всех участников закупок, независимо от присуждения контракта.

Наши же чиновники хотят ввести собственную модель, и взимать оплату только с победителя. По мнению Ахметова, такая модель является справедливой.

Что касается жалоб по итогам государственных закупок, то здесь Минфин видит только зло. Дескать, зачастую жалобы направлены на затягивание закупок и срыв сроков заключения договоров. Он сказал, что половина всех жалоб связана с неправомерным допуском потенциальных поставщиков к участию в госзакупках. Мол, «большинство жалоб подается по принципу «ни себе, ни людям».

Он даже усмотрел в этом особый смысл «жалобщиков», для которых обжалование стало инструментом незаконной выгоды от срыва госзакупок: «Судите сами, только за последние 6 месяцев у нас накопилось больше 8 тыс. жалоб. Все они приостанавливают процесс госзакупок».

***

Да, покоренный восьмитысячник производит большое впечатление. Но если учитывать, что в 2018 году уже заключено более 926 тыс. договоров, то 8 тыс. претензий – это капля в море – всего 0,86%!

***

Впрочем, давайте начнем сначала. Министерство объявило, что ввести плату за пользование сайтом госзакупок – инициатива депутатов.

Мы попытались выяснить, кто же из народных избранников откровенно лоббирует интересы государственной структуры – ведь единый оператор в сфере госзакупок – АО «Центр электронной коммерции», — на 100% принадлежит Минфину.

В открытом доступе такой информации нет. Поспрашивали у депутатов. Они, к сожалению, не припомнили, кто выступал с такой инициативой. Единственная наводка: «Может быть, депутаты фракции «Ак жол»?».

Сделали запрос. Пресс-служба партии отреагировала быстро: «Фракция «Ак жол» с такой инициативой не выступала. Более того, депутаты фракции не поддерживают идею введения платы за пользование порталом госзакупок потенциальными поставщиками. Одна из основных задач нашей партии — защита интересов частного, прежде всего, малого и среднего бизнеса. «Ак жол» всегда выступает за сокращение административных барьеров, в том числе — непроизводственных издержек бизнеса».

Так что инициаторы пока так и не выявлены. Как говорится, терзают смутные сомнения что настоящий инициатор и бенефициар – сам Минфин. Еще бы, АО «Центр электронной коммерции» — полностью государственная контора.

***

АО «ЦЭК» позиционирует себя как лидер на казахстанском рынке IT: «Более 35 лет компания внедряет IT-технологии, трансформируя бизнес-процессы и общество».

плата за госзакуп

Еще в 1978 году был создан Информационно-вычислительный центр Минфина Казахской СССР. В 1992 году он стал главным вычислительным центром Минфина РК. Затем менял статус, пока в 2005 году не стал, наконец, АО «Центр информатизации финансовых систем». Однако вскоре, в 2007 году общество было преобразовано в ТОО. Затем оно меняло названия, какое-то время находилось, видимо, в частной собственности, потому что как веха в истории компании записан 2013 год, когда ТОО «Центр электронной коммерции» было передано в республиканскую собственность. И только в 2017 году вновь — АО.

Таким образом, АО «ЦЭК» — это детище Министерства финансов, полностью финансируется из республиканского бюджета, куда текут все налоги и сборы от бизнеса и населения. Оно, как считается, экономит миллиарды тенге на госзакупках, то есть, для бюджета это благо.

Но, видите ли, контора хочет стать самоокупаемой и руководство, видимо, уже рассчитывает на всевозможные премии и бонусы, а потому лишние деньги (республиканский бюджет, будьте уверены, будет финансировать это АО всегда!) не помешают.

***

Сделаем элементарный арифметический расчет. Сегодня на портале – 200 тыс. зарегистрированных участников, из них 70 тыс. — активных. Если будет введена оплата для всех, а не для победителей, то в среднем оплата составит 10 тыс. тенге в год. Прежде чем авторизоваться на портале, нужно заплатить – деньги уйдут на счет единого оператора.

Совершенно не напрягаясь, контора получит 2 млрд. тенге. На ровном месте! А если добавить деньги, которые будут поступать за счет подачи жалобы – сейчас называется стоимость в 5 тыс. тенге, то и того больше!

Вопрос только в том, понравится ли это бизнесу? Сможет ли любая компания участвовать на таких условиях в госзакупках? Не лоббируются ли в этом случае интересы жирных контор, которые имеют многомиллионные и даже многомиллиардные контракты? А заодно и интересы тех, кто в этой структуре работает?

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.