Похоже, правительство теперь не отступит от своего. И самозанятое население так или иначе будет вовлечено – где-то даже по принуждению – в орбиту налоговых отношений. Это правда – ни одно государство в мире, если оно стремится развиваться, не может позволить себе такой роскоши – чтобы треть населения не платила налоги.
Научный руководитель Центра исследований прикладной экономики (ЦИПЭ) Жаксыбек Кулекеев сообщил любопытную новость: за годы независимости Казахстана количество самозанятых выросло почти в 7 раз!
Это значительно опережает рост официальной занятости, которая с 1991 года возросла всего на 10,8%.
Вывод очевиден: занятость в стране растет преимущественно за счет увеличения самозанятости. «Самозанятость стала неотъемлемой частью современного рынка труда», – констатировал г-н Кулекеев.
Как экономист, он считает, что наличие большого количества самозанятых не представляет проблемы само по себе. Самозанятых много и в других странах. Например, в Турции – каждый третий занят в самостоятельном мелком бизнесе, в Бангладеше таких – 70%. В Казахстане, по данным ЦИПЭ, 26% населения – самозанятые.
Но есть проблема в том, чтобы как-то вести учет и контроль за деятельностью тех, кто как бы не работает официально.
Ситуация такова, что треть самозанятых не платит никаких налогов (на самом деле, думается, их гораздо больше), и 10% даже не помышляют о том, чтобы формализовать свою деятельность, то есть, зарегистрировать ИП или ТОО (тоже много больше!).
Портрет самозанятого населения
51% самозанятого населения живет в четырех южных регионах страны: в Южном Казахстане, Жамбылской, Кзылординской и Алматинской областях. Преимущественная часть проживает в сельской местности и занимается производством сельскохозяйственной продукции.
Большинство самозанятых – 53% — составляют люди в возрастной категории от 35 до 54 лет.
Меньше всего самозанятых – 6% — в возрасте от 18 до 24 лет.
Более 82% имеют семейный статус. Большинство располагает собственным жильем.
Каждые два человека из пяти из числа самозанятых имеют лишь базовое образование. Остальные имеют среднее или высшее образование.
Среди самозанятых людей с высшим образованием наибольшее число – с дипломом педагогов. Затем идут люди с техническим образованием и сельскохозяйственными специальностями.
Лишь каждый десятый из самозанятых работает по выбранной специальности.
30% самозанятых имеет постоянную работу с устойчивым доходом. У 22% постоянной работы нет, перебиваются случайными заработками.
Треть самозанятого населения обладает данным статусом на протяжении длительного периода — от 6 до 15 лет.
(Портрет написан Центром исследований прикладной экономики по результатам опроса населения).
Приманка «ЕСП»
Исследователи нарисовали портрет самозанятого населения, а начинают разукрашивать его яркими красками.
Безусловно, многие люди, оказались в стане самозанятых вынужденно, не по своей воле: сократили на работе, нет подходящей вакансии, предложение работы если и есть, то не по профилю. А кормить семью надо…
Но теперь появляются новые яркие штрихи, уже совершенно в другой тональности: часть людей сознательно выбирают самозанятость, так как это дает им возможность быть независимыми и зарабатывать больше. Более того, им приписывают позитивную самоидентификацию и позиционирование самих себя как успешно работающих без помощи со стороны государства.
Такие, конечно, есть. Но их – единицы. А самозанятых в стране – от 2,1 до 2,7 млн. человек!
А страхи и проблемы, с которыми они сталкиваются, увы, не описываются экспертами. Низкие доходы, высокие налоги, финансовая безграмотность, налоговый нигилизм, юридическая безграмотность и незащищенность…
Например, в последнее время очень сильно было изменено правовое поле для индивидуальных предпринимателей: от простого – к сложному. И те страхи, которые и раньше присутствовали, вдруг реализовались: администрировать собственное предприятие становится тяжело и не под силу самому предпринимателю. По крайней мере, нужно нанимать бухгалтера, что при невысоких доходах сделать очень проблематично. Аутсорсинг бухгалтерских услуг (когда действительно можно нанять хорошего специалиста) не сильно развит в Казахстане и стоит дорого.
У правительства, видно, нет задачи, как у профессионального психолога, проработать все страхи самозанятых и оказать посильную психологическую помощь на первом этапе, а на втором – усовершенствовать взаимоотношения с этой категорией трудящихся таким образом, чтобы жили они спокойно, работали, платили налоги, как полагается.
У Астаны сейчас задача номер один – выманить самозанятых из их нор, чтобы наконец обложить их данью.
Министерство труда и социальной защиты населения разрабатывает проект закона, который станет такой приманкой. Мы, дескать, вам официальный статус и в придачу другие пряники – в виде пенсионной системы, социального и медицинского страхования. А вы нам – всего ничего, немного отчислений, чисто символических.
Предполагается, что именно для самозанятых будет введен единый совокупный платеж (ЕСП), который объединит четыре существующих платежа. Если сегодня сумма этих платежей достигает 9 тыс. тенге, то после принятия закона единый совокупный платеж будет составлять 2,5 тыс. для города и 1,2 тыс. тенге – для села.
Эксперты очень сильно сомневаются, что на ЕСП самозанятые, как говорится, «поведутся». Они-то знают нравы власти: где пряник – там и кнут. И ведь можно обойтись без того и другого – столько лет жили как-то.
Но чиновники из профильного министерства, которые уже больше не желают играть с самозанятыми в прятки, не отчаиваются. Говорят о том, что если этот сценарий не сработает, они обязательно придумают что-нибудь другое. Самозанятые, значит, уже не отвертятся…
***
© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.